Главная \ Энциклопедия глубинной психологии. Том второй. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
О новом понимании шизофренических психозов (Вольфганг Бистер) ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ РАСШИРЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Наблюдаемоевпоследние годысмещение интересаотиндивидуальнойпсихоте-рапиибольныхшизофренией ксоциотерапиигрупп пациентовявляется выражени-емнетолько количественной проблемытерапии Несомненно, здесьиграютрольсо-временныевозможностиприцельнойфармакот’ера.гош, благодарякоторойснимается проблемаострыхпсихотическихкризови напереднийплан выступаютвопросы длительного наблюденияи реабилитациибольныхшизофренией. Социотерапияпредставляет собой попытку терапевтического вмешательства в жизненную ситуацию пациента^к^ 1972) и оказанияпомощи всоциальномна-учении (Hafner1966); при этомиспользуются различные, зависящие отконкретных условий методы (Bister1973; Bosch 1967; Flegel 1963; Hafner et al. 1965; Kayser et al. 1973; Ploeger1973; Pohlen, Bautz1974). С практической стороны возникланеобхо-димостьтерапевтической работы синтерактивнымисвязями, сетью отношений, вко-торые включен больнойшизофренией. Индивидуальнаяпсихотер»апиябудоражиття-желые конфликты, которые должны разрешаться не только в рамках отношений междуврачомипациентом, но испомощью всего коллективалечебного учреждения Посколькуэти конфликтысо своейстороны влияютнапроцесслечения, вчастности наконтр>переностерапевта(Meerwein1956), былиразработаныразличные моделисо-вместной работы персонала, активно участвующего в осуществлении техили иных терапевтическихзадач. Этойидее—рассматриватьбольного шизофрениейвего психосоциальныхвзаи-мосвязях и учитывать ихпри течении — отвечает возникшее недавно направление в психологическомобъяснениипроблемы шизофрении—психодинамическое иссле-дованиесемьи Оно стремитсянайтиприемлемыеконцепты длясоциодинамического расширения психоаналитической теории, ориентированнойнаиндивида Хотясегодня, по прошествии более чем двадцати летсначалаисследовательской работывэтой области, существуютсамыеразные методы, направленияитеоретичес-кие построения, сформулированный Л. Кауфманном и X. Мкллером(Kaufmann, Muller1969) принцип исследования семьи, согласно которому заниматься следует не схемой«причина-следствие», апроцессом, который«разверпываетсямеждусемьей и индивидоми присоединяетсякпатологическомуповедению больного, его провоцирует, поддерживаетили редуцирует», является, пожалуй, для этих методовобщим Приэтомпсихоаналитическиепредставлениявузкомсмысле уступаютместо ис-следованиканомальныхспособовкоммуникацииПример>омможетслужшъпар»адок-сальнаякоммуникациявизвестной гипотезео двойномзажиме (double-bind) школы Пало-Альто (^э^х^ти др. 1956), приводящейкобразованик «информационных дыр» узависимого партнера, напримеруребенкавегоотношении кматери апри постоян-номвлиянии—кнедостаткуопытаизадергажамразвитияс ограничениемфункцийЯ 7. Расщеплениенесогласующихсямеждусобойкоммуникационныхуровнейпроявляется затемвтипичномдляшизофренииотказе устанавливатьотношенияс другими лщдь-ми(Haley1959; Weakland1960). Разработка других формальных аспектов подобных нарушенийкоммуникациипривелакгипотезе о том, что семьибольныхшизофрени-ейтемсильнееотличаютсяпо этимкритериямотдрутхсемей, чемменьшепринимает-сяво вниманиесодержание коммуникации (Kaufmann, Muller1969)· Лидци Флек(см. Jackson1960) еще раньше наблюдали использование аномаль-ныхвнутрисемейныхстилейкоммуникациипри возникновении угрозыравновесию всемье. Кроме того, они выявилиструктурные связи междусклонностью киррацио-нальному мышлению всемье инарушениями мыслительной деятельности у члена 17