
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1578 ПЕТРЪ ВЕЛИКШ. 1574 казалъ отдать оба портрета, писанные Мооромъ, и свой, и Екатерины I, голландскому граверу Хубра-кену. И такъ мы обязаны только счастливой случайности тому, что тгЬемъ превосходную доску Хубра-кена; не запроси Фрацузъ слишкомъ дорого за свою работу, и, вмЬсто единственной, по сходству и художественному достоинству, гравюры, намъ досталось бы какое нибудь дюжинное, щеголеватое произведете Лармессена или Симоно. Хубракенъ гра-вировалъ портретъ Петра 3 раза: въ 1718 въ большой листъ, въ 1721 г. для книги и въ 1752 г. въ листъ; лучшая изъ всЪхъ досокъ безспорно первая, 1718 года, въ большой листъ; всЬ три гравированы р&зцомъ. О гравированы большой доски сохранился ц?-лый рядъ писемъ Кн. Куракина. Оригинальные портреты Петра I и Екатерины, писанные Мооромъ, были отданы Куракинымъ Хубракену, для изготовления гравюръ, 24-го Декабря 1717 г.; отъ 10-го Апреля 1718 г. Куракинъ доноситъ, что портретъ Петра у Хубракена взятъ и что оба портрета будутъ отправлены въ Pocciio, сухимъ путемъ, въ Марте месяце, но что доски медный съ портретовъ ранйе двухъ месяцевъ готовы не будутъ. 21-го и 22-го Октября 1718 г. Куракинъ послалъ къ Петру и Екатерине пробные отпечатай съ портретовъ. Зат4мъ обе доски были отосланы въ Pocciio, съ предварительно сделанными съ нихъ вгь Голландш отпечатками на голландской бумаге. Куда делись эти доски неизвестно (*). (*) Относительно заказа и изготовления большой доски Хубракена, сохранились сл'Ьдуншця письма Куракина къ Петру и Екатерине: Письмо Куракина къ Царю, отъ 24 Декабря 1717 года (Каб. Петра Ве-ликаго, кн. 32): «ВсемилостивЬйшш Государь. Портреты два вашихъ величествъ i с пармжа орижи-нальные получилъ, и отдалъ с нихъ резать мастер}”·. Доски медные, которыми им-бютъ быть печатаны; что окончено будетъ в два иГца. А потомъ орижи-нальные портреты отправлю сухимъ путемъ кодвору, какъ мне указомъ вашего величества поведено». — "Всемцлостивейппй Государь. Портретъ Вашего Величества писма Моорова орижиналной ныне от рещика взятъ i в целости отправленъ с посланнымъ отсель подъячимъ 1ваномъ Левонтьевымъ да съ нимъ же отправлено на три каморы убоевъ хинскихъ шол-ковыхъ, да на одну камору убой пестрядинной, а што всего штукъ i посему куплено при семъ прилагается ведете. Персоны вашего величество которыя ре-жютъ на меди еще не поспеютъ прежде двухъ м цовъ, i тогда доски медные будутъ впредь отправлены. Всемилостив-Ьйшш Государь, вашего величества нижаишш и покорный рабъ Куракинъ». — Изъ Гаги. 10 Апреля, 1718 г. (Кабинета Петра Великаго, отд. II, кн. 89, л. 256).—На обороте 252 л. отмечено: «Персону Его Царскаго Величества и ея величества Гд рыни Царицы р-Ьзать к печати, р’Ьжутъ, а орижи-нальные портретыотправлены будутъ сухимъ путемъ в Марте месяце».—«Всемилостивейшая Государыня Царица. Прилагаю при семъ пробу з доски вырёзан- Вотъ письма Петра по этому поводу Екатерине ri ответь ея: «Катеринушка, другъ мой сердешненкой, здравствуй! Объявляю вамъ, что въ прошлой понеделникъ визнтовалъ меня здешней каралище, которой палца на два более Луки нашева (карлика Луки Чести-хина), дитя зЪло 1зрядная образомъ i станомъ i по возрасту своему доволно разуменъ, которому седмь л-Ьтъ. Тапицерейная (ковровая, шпалерная) рабо(та) зд'Ьсь зело преславъная, того для пришли маю пар-трету, что писалъ Моръ, i свои обе: которую Моръ i другую, что оранцузъ писали, такъ же i крепиша съ племянникомъ а буде оной уЬхалъ, то съ Ор-ликовымъ, дабы зд'Ьсь тапицерейною работою оныхъ нисколько зд’Ьлать, такъ же и оиниетвыхъ ма-ленкихъ, ioo еще тотъ мастеръ живъ, кои делалъ въ Ангаш при мне, i ныне зд'Ьсь. Также отпиши ко mhi: лаковый мастеръ, который въ ВезелЬ тебе го-ворилъ, умЪетъ ли на полотне лакировать i буде ум-Ьетъ, хотя-бъ маленько(у)ю штучку своего мастерства прислалъ сюды. Петръ. Изъ Парижа, въ Mais, въ 2 д. 1717.— P. S. вранцуза живописца Натиера пришлите сюдажъ вместе съ племянникомъ или Ордиковымъ i велите тому живописцу взять съ собою картину, которую онъ писалъ о Левенгоаской баталш». Ответъ Екатерины, 1717 г. 25 Мая. «На прошлой почте получила я ваше милостивое nuca?ie, 2 дня сего майя исъ Парижа писанное, за которое всенижайше вашей милости благодарствую, и на оное покорно ответствую. Живописца вранцуза Натиера отправила я къ вашей Милости съ Орлико-вымъ, и съ нимъ посылаю портретъ свой, которой онъ писалъ. А вашего и моего другова портретовъ, которые писалъ Моръ, не мог «а ныне послать для того, что онъ взялъ ихъ къ себе дописывать; и сколь скоро оные совершитъ, то немедленно отправлю съ нарочнымъ къ вашей милости. Къ лаковому мастеру, которой въ Везеле, писано, чтобъ онъ прислалъ пробу, ежели можетъ на полотне лакировать; а какъ пришлетъ, то такожъ отправлю къ вашей милости на почте. Съ симъ вручптелемъ посылаю къ вашей милости крепыша шесть бутылокъ; дай Боже, вамъ оное въ здоровие употреблять! Впрочемъ я сердечно желаю благополучнаго и скораго съ вашею мп-лосию свидания». ной к печати персоны вашего величества ежели оную повелите прислать ко двору буду ожидать указа. Все-милостивейшая Государыня вашего величества нижайшей и покорнейпйй рабъ. Куракинъ. 21 Окт. 1718 года». (Кабинета Петра Вел. Отд. II, кн. 39, л. 278). «Всемилостивейхшй Государь. Прилагаю пробу напе-чатавъ сперсоны вашего величества. Ежели изволите доску прислать съ оказ1ею, буду о томъ вашего величества указу ожидать. Всемилостивейше Государь, вашего величества нижаГпшй и покорнейший рабъ Куракинъ. 22 Окт. 1 Ноября 1718».