
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
681 димштш шнншшчъ. 6S2 Историки, паша н иностранные, до снхъ поръ спорятъ о пронсхожденш этого зимдочиаго чмотька: по уверенно одннхъ, - это былъ беглый монахъ — самозванецъ (Гришка Отрепьев?.), принявши) hu себя имя Дпаштрй Царевича, убнтаго по прнказашю Годунова; по другимъ: это былъ настояний сынъ Грознаго, спасшейся отъ убпщъ Годунова. Первое положеюе не подтверждено до сихх поръ неоспоримыми свидетельствами; пзс.тЬдоаателн путаются, пршекивая кто бы могъ быть дерзкш Самозванецъ. и прибУгаютъ къ еамьшъ рпековашшмт. предполо-ЖОШЯИЪ. За ПОДЛИННОСТЬ Дпмптр1я ГОЕОритъ свидетельство Маржерета п другихъ ириб.шжештыхъ его, которые видели въ немъ героя и человека нелбык-новеннаго; за него же говорить п всенародное прп-знаше Димптрш его матерью, и самая естественность разсказа о его спасенш. Въ сааюмъ дУлУ, всУ знали ненависть Димитрия къ Годунову и замыслы и злобу этого послУдияго. Неужели мать когда равнодушно ожидать убШства своего сына и не постаралась примять дУйствптельныхъ мУръ для его спасешя. Да н русскпхъ бонръ несправедливо обвинять въ унизительном признаши царемъ простого чернеца—Самозванца. Не проще ли объяснить, что они признали въ ДпмцтргЬ своего законнаго владыку, но, почулвъ пъ немъ нравъ п отцовеше обычаи Грознаго, порушили упразднить ею,—точно такъ, какъ они пытались сдУлать это и съ сазпгмъ Грозпьшъ. По свидетельству совреметшковъ народъ былъ не при чемъ въ нхъ заговорУ, и громко сУтовалъ на ихъ Дей-СТВ^Я. (*) Портреты Димитр1я Самозванца дошли до наст» въ двухъ достовЪрныхъ образцахъ, очень схожихъ между собою, и награвированныхъ почти въ одно и то же время. СтарУйшш изъ ннхъ приложенъ къ поздравительной брошюре, изданной по случаю бра-косочетантя Марины съ посдомъ Димитрш, Аеана-cicMb Власовымъ Безобразовыиъ (Д5 4S), бывшаго въ КраковЬ 24 Ноября 1005 года. (**) Димитрш пред- (*) Знаменитый историкъ нашъ Мнллеръ, отказываясь отвечать категорически на попросы Екатерины II по этому предмету, почтп ясно высказывал· свое убУждеше, что ДнмптрМ былъ настоящей сынъ Грознаго. (**) Такъ какъ свадьба Марины происходила la/24 Ноября 1605 г., то нУтъ сомнУшя, что Краковская поздравительная брошюра въ 1-мъ издании, была отпечатана къ этому времени, и затУмъ помещенный въ ней портретъ Дтнштрш есть самый ран-Е1Й изъ всУхъ гравированныхъ его портретовъ, а вместе съ тУмъ и единственно достоверный тппъ его, который повторяется въ ХроникУ Гваныши, и пъ портрете, гравированномъ въ 1606 г. Аугсбург-скимъ гравероыъ Кшнаноиъ, и во всУхъ прочихъ его портретахъ, приложенных!· въ разныхъ позд-пУйшяхъ нздашяхъ. «Парсуна» Димитрия, посланная еще прежде того пане Павлу Y, была вероятно живописная. ставлснъ ил неиъ въ по.зьскомъ гусарскомъ ьмф- тане (который ???. носилъ постоянно). безъ бороды и усовъ; нос'!, и рг.тъ ??????????; на несу, около права™ глаза, бородавка. Эштъ портретъ поелуашлъ образцомъ для прекрасииго портрета Димитрш, из-даннаго въ Кракове Снядецкнмт. Другой тппъ гра-внрованъ Kiuianoin. въ Аугсбург-!, въ 1 fiO+j году, довольно ехожш съ первыыъ; но иъ неяъ лицо Димитрия старше и антипатичнее: на лбу прибавлена еще бородавка; костюмъ тотт. же, № здУсь онъ по-лучн.гь нидъ какой-то цедерннкп. накинутой на оба плеча. (*) Этотъ типъ самый распространенный; c i. шип, шгЬютъ большое сходство изображен»! Димитрия: на картинахъ, подармшыхъ оъ 1676 году Московскому Историческому Музею 1! взятыхъ изъ Вишневецкаго замка (см. ?? GO), а также и на картине, изображающей Димитрш сидищнзгъ на троне и пршшиающимъ Польских!, пословъ н Теория Мнпшка въ торжественной аудй'ицш, находящейся въ Пештскомъ МузеумУ н воспроизведенной, посредствомъ хроыолнтогра-мп, въ «Древностяхъ Московскаго Археологического Общества» (Москва 1871. IV т.) (**). Описаше гравированныхъ портретовъ этого типа помещено въ I отдУ-гЬ Словаря. Во II отдУ.гЬ перечислены гравюры, сделанный съ проФплышхъ пзоиражени! Днмитр1я на ионетахъ; въ III, плпяено-ваны ^>антастическ1е портреты его, а въ IV, истори-ческ1я картинки съ его изсбражен!ями. (*) Въ Дармштадтской Придворной БиблютекЬ, въ рукопленомъ сборнике «Thesaurus picturarum». составленномъ въ 157:2—1G20 гг., находится более раншй, акварельный портретъ Дим!!тр1я, очень грубой работы, cxo;kiE съ Ки.11ановскимъ, въ той же одежде, съ гЬми же короткими волосами п бородавкой палицЪ; но очерташе рта совершенно другое. На золотоиъ фопУ подпись: «Demetrius Iwanovvice Magnus Dax Moachoviae. IG04, Aetatis Euae 23«. При немъ приложено современное нзвесте о томъ, что «въ 1G05 г. польскШ посданникъ въ ГеидельбергЬ привезъ съ собою подлинникъ этого портрета, бывшаго молодаго монаха Дямнтр1я Тоаиновича, который объявилъ себя природяыяъ наследникомъ II законныяъ нреемникомъ Великаго Квязя Моеков-снаго, и подъ этимъ впдомъ, въ прошедшемъ IGOi и текущемъ 1G05 году, силою присвоидъ себе это вла-ден1е, какъ при жизни, такъ и по кончине Годунова ведоровпча, согласно н ? : ж е с л е ду j о .д е ы у оостоя-тельноиу повествовашю, которое вышеупомянутый посланникъ прпвезъ вмУсте съ пзойражен^емъ». («Русск, Старина» 1876 г. Апрель, стр. 874). (**) Замечательный портретъ Димитр1я, принадлежавшей гр. Румянцеву (котя съ него находится въ Москов. АрхивУ Иностр. Дехъ), того же типа; Ди-митрш изображенъ съ непокрытой головой и длин-ньшъ носомъ; онъ въ малпновомъ кунтушУ, оторо-ченноиъ мехомъ; подъ кунтушемъ тер-шкъ изъ узорчатой яатерш. Портрета пнеанъ масляными красками на холстУ (выш. около I арш.).