
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ской башне; а на №25 онъ изображенъ въ профиль. Этотъ иосхЗзднш, работы при-двориаго живописца Екатерины II Мальи, несомненно сд’Ьлапъ по ея приказанию. Всё три портрета представляют!-, одипъ и тотъ-же типъ, съ того разницею, что въ Ъ 1 борода у Пугачева лопатой, а въ 13 та 25 она длинная, клиномъ. По свидетельству современниковъ Пугаче вгь былъ мужчина 30 лЬтъ, худощавый, широкоплечи, небольшого роста, съ смуг-лымъ, рябоватымъ лицемъ, обрамленнымъ небольшою бородою. Несмотря на свои еще молодые годы, онъ состарился преждевременно: въ его темной бороде виднелась сЬдипа и на видъ ему казалось не менее сорока л^ть. Портреты вора и разбойника, Ваныш Каипа, бывшаго потомъ сыщикомъ Московской иолищи въ Екатерининское время, и народная картинка публичнаго покаятя убшцъ Жуковыхъ, которое происходило по составленному, самою Екатериною, плану, замыкаютъ этотъ отдЪлъ русской иконо-граФ1И (*). За нимъ сл'Ьдуютъ портреты русскихъ изув'Ёровъ и расколышковъ, которые для ихъ последователей имеютъ еще и до сего времени значете икоиъ: преданный расколу Князь Андрей Денисовъ Мышецкш, ста-рообрядческш игуменъ Даншлъ Викуловъ, (*) Къ этому же отделу можно бы отнести еще сл-ЬдуюшДе листы: нзображеще крестьянина, который провел. Карла XIX подъ Нарву, во время осады этого города Петромъ I; картинку, на которой представлено, какъ грач>ъ Орловъ ехватилъ за руку вора Барингтона, кохорый хотЬлъ украсть у него табакерку, въ одномъ изъ Лондонскихъ театровъ; такую же, представляющую судъ Бютоца и его соучастников!,, покушавшихся на уийство Александра J; картинку, представляющую разньтя казни въ Астрахани, иосл'Ь взяия ея Разинымъ: казнь знаменитой красавицы Лопухиной; казнь Князей Долгорукихъ и казнь Пугачева съ товарищами на БолотЪ и т. д. учредитель московской Преобрая?енской богадельни Илья Кавылинъ и старообрядче-CKIe начетчики: купецъ Филиппъ Косцевъ и Гаврила Ларюновъ Скачковъ (*). Такое же значеше для иравославныхъ купчихъ имели изображения разныхъ стардевъ и сгарицъ, подвизавшихся въ нустыняхъ, и наконедъ изображение знаменитаго пророка москов-скихъ и иеогородныхъ барынь Ивана Яковлевича Курейши. О значении этого «студента холодныхъ водъ»,какъ онъ самъ называлъ себя, гово-реио подробно въ моихъ «Русскихъ Народ-ныхъ Картинкахъ» (IV. 460; V. 83—85). Портреты его, лубочной гравировки новаго производства, раскупались после его смерти очень бойко; они очень плохи. Къ числу курьозовъ обыкновенно от-носятъ и портретный изображешя разныхъ животныхъ, — принадлежавшихъ замеча-тельнымъ людямъ. Впереди всего, по этой части, стоитъ Котъ Царя Алексея Михайловича, гравированный Голларомъ въ 1661 году; листъ очень редкш. Съ достоверностью не известно где этотъ котъ «давалъ сеансы» знаменитому граверу. За нимъ идутъ собаки Петра I, — Лизета, которая Государю просьбу подавала (611) и чучело которой, «со всемъ къ ней приборомъ, какъ была подъ Полтавою», передана въ 1741 году въ Кунсткамеру; и другая огромная собака его же Тиранъ. Лошадь Лизета, которая была подъ Петромъ во время Полтавской (*) ??, числу ихъ можно присоединить портреты иностранных-!, изув'Ьровъ: Кульмана, духовидца и сочинителя особой новой религш,—который, bmicti съ другимъ Фанатикомъ, Кондра/пемъ Нордеманомъ, былъ допрошенъ въ Москв'Ь и пытанъ, а затЪмъ сожженъ на БолотЬ, какъ еретикъ, 4-го Октября 1689 года; и баронессу Крюднеръ; а изъ своихъ, портрегт> извЬстнаго религ^ознаго Фанатика Арсе-шя Вралева, работы Осипова. 515 516