* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Если мы присоединим* къ мтпмь четырем* Императрицам* от·1 питую — Императрицу Марш беодоровну, знаменитую Фплаптропку, которая, вместе ci, Великой I uiiirtmeii Еленой Павловной и, величайшим!, изъ Филантропов*, (*) Принцем* Петром* Георгиевичем!·. Ольденбургским*, положила въ Россш прочное начало Д'кту благотворительности и женскаго образования, — то получится такая грациозная картина женского царства, какой не сыщешь ни въ одной изъ других* Европейских* земель.
Древнихъ портретовъ частных* лиц* женскаго пола совс'Ьмъ н'Ьтъ; появились они не раньше Петровскаго времени, и то въ самом·* незначительном* числе. До Петра женщину прятали во внутренних* покояхъ; по рецепту Домостроя, им* и разговаривать не указано и больше всего запрещалось сплетничать; а о комъ что спросят*, отвечать: вне ведаю ничего и не слыхала, и сама о ненадобномъ не спрашиваю, ни о княгиняхъ, ни о боярыняхъ, ни о соседяхъ не лересужаю», что не мешало имъ конечно заниматься съ утра до ночи одними сплетнями и пересудами. Мужу приказывалось смотреть за женою строго и, если какого ириказатя не выполнит*, «то снявъ рубашку, вежливенько побить, за руки держа», только не бить пинком* подъ сердце и т. д.
Съ кого тут* портреты было писать? Петръ перевернул* вверх* дномъ эти до-моетройныя правила, вывел* русскую женщину на свет* Божш, приказал* жениху съ невестой до сватьбы знакомиться, и приказал*, даже съ пригрозкои, всем* российским* девицам*, начиная съ 14-летияго возраста, ездить на ассамблеи и танцовать.
Съ легкой руки Петра I пошли в* свет* и женсгае портреты; писалъ онъ много
(*) См. бшграфическую зам-Ьтку о немъ въ С.товар'Ь.
493
j ра.тг. свою Катсрипушку, сестру свою Па-тальюшку, дочгреп Липу и Елисавету, п тетокъ; писались Княгиня Дарья п Ктшжна Марьи (невеста Петра II) Меньшиковы (обегравированы), любимица ПетраI Васса Строганова, Герцогиня Бснпгла Биронъ и т. д. Съ половины XVIII века, когда начали наезжать къ наиъ въ значительном! числе иностранные мастера, обычай писать Фамильные портреты п украшать ими ком-натныя стены уже входит* въ общее упо-треблеше.
Перечислю более замечательных* женщин*, портреты которых* дошли до нас* въ гравюрах*: Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая, дочь князя Бориса Петровича Шереметева и жена любимца Петра II Князя Ивана Алексеевича Долго-рука.го, воспетая слепцом* Козловым* (*). Шестнадцати лЬтъ, она была сослана вместе съ мужемъ въ Березовъ, и прожила тамъ восемь лет*. — Княжна Екатерина Долгорукая, невеста Петра II (вымышленный портрет*).— Знаменитая красавица Лопухина; Елисавета Петровна не терпела ее какъ соперницу, и за учаше въ заговоре маркиза Ботта, приказала публично высечь ее кнутом*, вырезать язык* и сослать въ Сибирь; мишатюрный портретъ ея есть у Князя А. Б. Лобанова-Ростовскаго (былъ на выставке 1S70; № 537). — Руссюя красавицы, три сестры Чернышевы, изъ которых* одна, прозванная «princesse moustache», получила на карусели 1766 года 2-й приз* «за пр1ятнейшее проворство».— Фаворитка В. К. Петра беодороввча Княгиня Елена Степановна Куракина, въ которую был* страстно влюблен* Фаворит* Елисаветы Петровны Иван* Ивановичъ
(*) Гравированныхъ портретовъ женъ нашихъ Декабристовъ, который самоотверженно последовали за своими мужьями въ Сибирь, не имеется.
494