* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ш1СН0. Гравюра Юнга очень р^дка и цЬшш. Въ Эрмитаж'!; есть другой оригинальный рисунокъ, сдЬлаппый Шубишлмъ въ 1794 году, т. е. четыре года посл'Ь рисунка, иослу-жпвшаго оригиналоыъ для гравюры Юнга; въ 1879 году сделана съ него лптограФ1я въ Берлин'Ь (русской художницей); Екатерина представлена здйсь вътой маховой шапочкй, въ которой она путешествовала въ Крымъ.
Очень характерепъ профиль Екатерины : на ея портрета, иарисованномъ граФшею Головиною, около этого же времени (см, № 342).
Для полноты обозрйшя слйдуетъ у поля ну'ГЬ зд'Ьсь о довольно схожемъ проФил-Ъ Екатерины съ камея, вырЁзаннаго Императрицей Mapieii Оеодоровной, въ 1789 г., и профиль, повторявцпйся несчетное число разъ въ гравюрахъ, съ медали, вырезанной Леберехтомъ, въ 1782 г., на которой этотъ искусный - медальёръ, вместо Екатерины, изобразилъ н4что въ род;!; Юл!я Кесаря, да при томъ толстМшаго и самаго безоб-разнаго.
Какъ видно изъ всего этого перечня, большинство портретовъ Екатерины, и всгЬ самые схожее, писаны иностранными мастерами, такъ что, не смотря на то, что вновь преобразованная Екатериною Акаде-мш Художествъ просуществовала при ней ц?лыхъ тридцать л?тъ,—своимъ, русскимъ мастерамъ писать Царсше портреты доводилось довольно рйдко. Лосенко (| 1773), написавшш прекрасные портреты Сумарокова и Волкова, для этого Д'Ьла нриглашенъ не былъ (*). .
(*) Не смотря на то, что его восд-Ьлъ п-Ьпецъ Фелицы, Державинъ, въ довольно, впрочемъ, дубо-ватыхх стияахъ:
Лосенкова сего не умретъ мастерство;
Безсмерпе онъ влить могъ въ тл4нно вещество. Талантъ духъ творчеыйй въ чертахъ его являетъ... И въ Россахъ можетъ быть Апеллисъ предвещаем.
Рокотовъ, подрангашпй графу Готари, при иосшествш па нрестолъ Екатерины ул;е пользовался громкою извЬстностпо и былъ завалепъ работами. Штелипъ разска-зываетъ, что въ 1764 году въ мастерской его было до 40 портретовъ, «въ которыхъ были окончены одн'Ь головы; доличное ему приходилось оканчивать посл-Ь.—Съ Екатерины онъ писалъ только два раза. Первый портрета, поясной, писанъ въ Москвй, въ 1765 году (?); Екатерина находила его очень схожимъ и подарила его Академш Наукъ, гд-Ь онъ и нын’Ь находится, при чемъ черезъ плечо Екатерины приписана впосл^дствш Георпевская лента. Повторе-иш этого типа, приписываемыхъ кисти Ро-котова, множество (*).
Другой портретъ Екатерины писанъ Рокотовымъ въ роетъ, въ профиль, въ красивой архитектурной обстановка, для князя Г. Г. Орлова (1763); онъ находится въ настоящее время въ Гатчина (см. Словарь № 231) (**). Рокотовъ носилъ звате при-дворнаго живописца.
????? Рокотова, изъ русскихъ, писали Екатерину: Левицкж въ 1782 году и Боро-виковскш въ 1791, оба не съ натуры, и въ 1789 Шебановъ. Этотъ послйднш не принадлежав къ числу Академвковъ и писалъ портретъ Екатерины въ Hie?t, въ 1787 году,— въ то время, когда Екатерина жила тамъ, въ Феврале, МартЬ и АпрЪлЪ, передъ поездкою въ Крымъ; она представлена въ томъ самомъ наряда, въ которомъ она делала свое путешесгше.
(+) Штелааъ замЬчаетъ, что Рокотовъ отлично подд’Ьяывадся подъ чужую манеру: въ 1764 году онъ написалъ копвд съ портрета жены графа Бестужева, писаннаго Токке, до того вЬрно, что ея нельзя было отличить отъ оригинала.
(**) Богдановъ сд’Ьлалъ съ него ?????? для Герцога Курляндскаго, который увезъ ее въ Митаву. Рокотовъ получилъ за работу этого портрета всего 500 р. (Штелинъ).
393
394