* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
103
(§ 94) и Арсетю-Греку съ другими и въ то же время послалъ на востокъ iepoMonaxa Ареенхя Суханова для отыскашл древнихъ греческихъ и славянскихъ рукописей, чтобы сверить съ ними книгн. Арсешй Сухановъ привезъ до 500 рукописей, ставшихъ подспорьемъ испра-вптелямъ.
Къ 1656 году были готовы две книги: пСлужебникъи съ некоторыми исправленными и измененными обрядами и „Скрыфалъ*, нереведепная съ греческаго Ар-сенгемъ-Грекомъ, где объяснялась сущность учен!я ка-еолнческой веры, обрлдовъ и принадлежностей бого-служешя. Обе книгн были одобрены соборомъ apxie-реевъ, п ихъ стали вводить въ церквахъ н монастыря хъ, отбирая старыя.
Тутъ впервые ясно обнаружился расколъ, и масса нриверженцевъ старины стала явно во враждебный отношешя къ правительству, вводящему новшества, и къ церкви. Борьба эта длилась целые века, выявавъ съ той и съ другой стороны множество полемическихъ богослове кнхъ сочинешй.
Никонъ пачалъ строго преследовать противниковъ своихъ реформъ; на него поднялись UHorie тайные враги его, обвиняли въ ересяхъ, раззореши церкви, старались очернить въ глазахъ царя, который и действительно сталъ охладевать къ нему.|
Гордый и неуступчивый Никонъ, видя гонеше на себя и надеясь на любовь къ себе царя, въ 1658 г. самовольно отрекся, среди Успенскаго собора, отъ па-TpiapmecTBa и удалился въ построенный имъ Воскре-сенсшй монастырь.
До 1667 г. Никонъ ждалъ въ добровольпомъ изгна-