* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
- 15 -
одну безразличную массу, спутанными въ одинъ пестрый клубокъ- '
Эти два значешя слова «право» которыя мы только что объяснили, различали т4мъ, что первое называли объ-ективнымъ правомъ, а второе субъективным^ такимъ образомъ юридическое положеше называли правомъ въ объективномъ смысле, а юридическую власть — правомъ въ субъективиомъ смысле. Но эти выражетя выбраны неудачно. Прежде всего они не имеюхъ должной точности, но если бы даже желали устранить этотъ недостатокъ объяснешемъ, что первое имеетъ человека объектомъ, а второе субъектомъ, то этимъ са-мымъ открылась бы только ихъ неверность3 ибо право въ первомъ его смысле, какъ общая воля, есть тоже воля человека п следовательно имеетъ его субъектомъ, но Съ другой стороны человекъ можетъ быть объектомъ власти, права во второмъ его смысле; посему лучше устранить это неудачное определеше.
Отношеше двухъ понятШ, юридическаго положешя и юридической власти, таково, что первое есть предположение втораго, а второе вытекаетъ изъ перваго.
§ 7. Выше мы коснулись отношошя права къ морали. Изъ этого вытекаетъ, что юридическое и моральное пони-маше отношенШ, еслибы каждое изъ нихъ осуществлялось исключительно, впала бы во враждебную взаимную прстиво-ложность. Какъ право не признавало бы решимости къ добру или злу, такъ и мораль отрицала бы лритязаше воли, какъ мощи· Этотъ пунктъ практически и научно такъ важенъ для права, что нельзя не разсмотреть его поближе· Это столкновеше приводитъ въ смятеше умы отдельныхъ лицъ и было причиною зловреднейшихъ безпорядковъ въ государствахъ. Сонротивлеше всему юридическому порядку вообще, не только особой его форме, борьба противъ собственности, возобновляющаяся отъ времени до времени, даже и въ наши дни, имеетъ въ немъ свое нечало· Какую задачу въ этоыъ отношеши должно иметь право для предотвращена этого столкновешя будетъ разъяснено ниже (§§ 8 9}; здесь оно должно быть взвешено съ точки зрешя морали. ¦¦