
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
522 Пгл— псалмами, но просто песнями ??? иди ?????; различ1е этихъ названШ, по видимому, состоитъ въ томъ, что ??? есть песнь библейская, или всякая другая песнь, составленная по образцу библейской; a ????? есть хвалебная песнь во славу Бога, составленная безъ видимаго подражашя какой-либо библейской ni-сни, напр. „Тебе Бога хвалимъПсалмы есть превосходныя излёятя релипоз-наго чувства. Псаломъ, по выраженда св. Васшпя Вел., есть врачевство для ранъ человеческой души, — онъ уцЬло-мудриваетъ человечесюй помыслъ, онъ —тишина души, онъ — орудёе отъ ноч- j ныхъ страховъ и убежище отъ навожде-шй демонскихъ, онъ—примиряетъ враж-дующихъ, онъ— украшеше молодыхъ и угЬшеше старцевъ. (См. Церк. Вгьд., изд. при Се. Cvnodtb 1899 г. ?« 14). Пгдлтн^й = музыкальный инструментъ, на коемъ играли припевая (3 Ездр. 10, 22); на церковномъ языке псалтирь (греч.\ ?????????) книга, приписываемая св. царю и.пророку Давиду. Назваше свое эта книга получила отъ имени музыкаль-наго оруд1я, подъ аккомпанементъ котораго евреи и самъ Давидъ пели свои песнопешя во славу Бога, творившаго имъ и отцамъ ихъ дивная и высокая. Книга псалтирь содержить 150 псалмовъ, написанныхъ частш Давидомъ (около 72-хъ), частш—другими лицами, каковы Мог сей, Соломонъ, сыны Кореевы. Асафъ, Еманъ, Идиеумъ и пр. Сборники псалмовъ были уже до плена Вавилонскаго, но полное собрате ихъ приписывается Ездре. Разд+.леше псалтири на. каеизмы (сидетя) началось въ 5 в., когда, по 17 правилу ЛаодикШскаго собора, были назначены между псалмами сидейя, во время которыхъ полагалось чтете. Псалтирь прочитывается на церк. службахъ въ течете недели, а въ Великомъ посту — дважды въ неделю. Псалмы входятъ въ составъ каждой службы. Въ виду важнаго значешя родственныхъ со сло-вомъ псалтирь понятШ, нроследимъ упо-треблете ихъ у древнихъ классиковъ, и въ ветхомъ завете, пользуясь пре-краснымъ трудомъ проф. М. Д. Ак. И. Н. Корсунскаго: „Переводъ LXX“. ?????? (отъ ????? — дотрогиваюсь, касаюсь, натягиваю струны, играю на струнномъ инструменте, пою подъ аккомпанементъ сего инструмента, просто пою)—способный къ игре на гусляхъ, къ петю, — Пел - годный къ тому, чтобы сыграть на семъ инструменте или спеть, поемый (Псал., 118, 54. Еще ????? (Суд. 5, В; 2 трч 22, 50; псал. 7, 18; 9, 3. 12; 17, 59 и мн. др.) встречается у Эсхила, Еврипида, Аристофана, Геродота, Платона, Аристотеля, Лутана и др.: также и ??????—звукъ гуслей, игра и пете на нихъ, песнопеше, исполняемое подъ звуки сего инструмента (2 цар. 23, 1; Исаш 66, 20: Амос. 5, 23; Зах. 6, 14; псал. 3, 1; 4, 1; 5, 1 и мн. др.) — у Пиндара, Эсхила, Еврипида и др. Даже ????????V—гусли, вообще музыкальный струнный инструментъ, на ко-торомъ исполняютъ псалмы, песнопетя, псалтирь, слав, певница и самая песнь, на ней исполняемая (Быт. 4, 21, — объ 1увале, какъ изобретателе псалти-ри и свирели; псал. 48, 5; 80, 3; 149, 3; въ предшествующемъ сему месте встречается и слово ??????, равно какъ назваше и другихъ музыкальныхъинстру-ментовъ, а въ 149, 3 и глаголъ ?????): Леем. 12, 27; Исаш 38, 20; 1езек. 26, 13; 1ов. 21, 12 и др.) упоминается у Аристотеля, Веофраста, Плутарха, Атенея и др. Но уже только первые LXX употребляютъ следуюшдя слова того же корня: ???????? (????? и ???. — песнь) — пою псалмы (2 пар. 5, 13), встречающееся потомъ-лишь у Германа, патр. константияопольскаго, и ???????? — исполнитель песноиенш на псалтири, псадмопевецъ (1 пар. 6, 33 (здесь въ московскомъ изданш 1821 г. опечатка: вместо ???????? стоитъ ??-???????. Такого слова со в семъ не п. въ греческ. языке),—встречающееся потомъ у Климента римскаго, въ „Постанов лешяхъ апостольскихъ“. и др. Заслуживаютъ внимашя также слова: ????????—прямо нсалмопевецъ (Сир. 50, 20); и ?????? — исполнитель песнопешй на псалтири, гуслистъ, nfe-вецъ (2 Езд. б, 41), встречающееся у Страбона, Плутарха, Эл1ана, грам-матиковъ и hekot. другихъ, а равно и въ новогреческомъ языке. (Перевод¦ LXX. Его значете es исторги греч. языка и словесности, проф. Mock-Д. Ак. И. Корсунскаго. М. 1898 г., стр. 178). Псиъмось = псаломъ. Псатн=писать Обе формы псати и пи~ сати одинаково были употребляемы въ харт!яхъ славяяскихъ въ древности.