
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
475 Прд— Одисс., XXIV, 311—2; Илгада XXIV, I 292—4). Чешется правый глазъ— на | милаго смотреть, левый - къ плачу (чешется правая бровь—свиданее съ прея-телемъ или родичемъ, а левая — съ врагомъ); чешется правая ладонь—по- 1 лучать деньги (прибыль), л-Ьвая—отдавать (убытокъ); правое ухо горитъ— слышать добрыя вести или похвалу, левое—слышать худыя вести или брань; въ правомъ ухе звенитъ—вспоминаютъ друзья, въ левомъ - корятъ недруги, и т. д (Нар сл.раз., 142; Эпт. Сб., 11, 56; Херсон. Г. В. 1852, 17·, Ар-хтъ ист.-юрид. свгьд.,1, ст. Павел., 9; Записки Авдпев., 143; I). Myth., 1071). Нечистые (rfeeeeie, водяные и> пр.) носятъ шубы, запахивая левой полою поверхъ правой; православный же людъ долженъ правую полу закидывать на левую. Подъ влеянёемъ этихъ воззре-Н1Й слово правый получило значенее всего нравственно-хорошаго, справедлива-го, могучаго (право, правда, правило, правшу управа); тоже соотношение по-нятШ запечатлено и въ языкахъ немец-комъ и французскомъ: recht, die rechte hand, richtig, droit и droite. (См. подробнее въ соч.: Поэтич. воззр. ела-вянъ ьа природу. А. Аванасьева, т. I, стр. 185, 187). ПРАВЫЙ = исполненный правды, истинный, справедливый, живущей по правде, правдивый, праведный, прямой. Правый десятокъ = пошлина съ оправданной по суду стороны въ пользу судей; взыскаше съ судей за обвинев1е I праваго (Карпов.). Прлвынн = правота, правость. Прагматика ~(%реч.)= уставъ. или за-конъ. Барон, л. 531 на об. Левъ царь великую сотвори прагматику о сво бодгъ тгьхъ, иже вг церковь убтаютъъ Прдг* = порогъ, брусъ подъ дверямя (Исх. 12, 7). Санек. parigha=BopoTa, Пражнтн -(древн.-слав.)—жарить; смолен. губ. — прячь, прягу; малор. — прягти; шлир.—пригати;^шг. прагнути—сохнуть отъ жара, жаждать; польск. пкфг-ияць — лопаться отъ холода; словац. пръглити—жечь, какъ крапива; санснр. bhragg, bhrg — жарить (А. Ги.гъфер-динп). Пряжмо=глазная примочка, коллурШ (Ми-клошичъ). П^ДЗДНИКа—(?????, ?????????) == торжественное собранее, торжество. Въ церкви Прд— Христовой такъ называется дни, посвященные воспомвнанёю какого-либо знаые-нательнаго для перкви события, и отличенные отъ обыкновенныхъ дней осо-беннымъ богослуженёемъ, въ которомъ вспоминается событие и прославляются виновники онаго. Праздники разделяются на: 1) Господине или Владычни, на-примеръ: Рождество Христово, Сретенье, Крещенее и проч. 2) Богородичны, напримеръ : Благовещете, Рождество Богоматери, Введете во храмъ, Успе-Hie и проч. 3) Великихъ святыхъ, какъ-то: 1оанна Предтечи, апостоловъ Петра и Павла и проч. Главнейшее праздники именуются дванадесятыми по числу ихъ, и въ церковныхъ книгахъ состоять подъ знакомь @). Прочее же имеютъ особые знаки, какъ видно въ месяцесло-вахь, изъясненее же этихъ знаковъ см. въ Уставе и Псалтири съ возеледоватемъ. По времени празднованея праздники разделяются на неподвижные, приходящееся всегда въ одно и то же число месяца, и подвижные или переходяецее, которые зависятъ отъ времени празднованёя Пасхи, которая есть царица праздниковъ. Шдздникг к^цнй—(????? ??????) (Лев. 23, 34)=былъ установленъ въ воспомина-нее событёй изъ жизни израильскаго народа въ пустыне; израильтяне должны были проводить зтотъ праздникъ въ кущахъ (Лев. 23, 42). Праздникъ кущей начинался съ 15 дня 7-го месяца Тисри (=еент. окт.) и продолжался 7 дней. Въ этотъ праздникъ евреи приносили множество жертвъ (70), особенно въ первый день. Въ следующее дни число жертвъ постепенно уменьшалось. Жертвы распределены были по нисходящему порядку: 13, 12, 11. 10, 9, 8, 7. Въ 1-й день праздника (Лев. 23 гл.) сыны израилевы должны были взять плоды красивыхъ деревъ и ветви пальмовыя, и съ этими ветвями прославлять Бога. Въ 1-й день праздника бывало народное собрате и покой отъ трудныхъ делъ. Поздника onftfHoKOK* — (????? ??? ???[???)^???. 23, 6)- начиналсясъ 15-го Авива и продолжался семь дней. Въ первый и последней дни народныя собранея и покой отъ трудныхъ работъ На другой день приносился снопъ первой жатвы (Лев 23, II) Праздникъ опресноковъ имеетъ значеше: 1) историческое: опресноки были для евреевъ „хлебомъ озлоб-летя* (Втор. 16, 3), т. е. напомина-