
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Вив — 1?5 — It ???? niff повыхъ образцовъ. 6) Пуля, штампуемая изъ свинца, цнлиндро - стрельчатой формы, съ полушарн. углублешенъ въ дне для помеще-шя узда бумажн. обертки. Весъ 5 зол. 63 доли; ддаметръ цилипдрич. части 0,«з — ?,?? дм.; средняя длина около ?,??? дм. Точность д1аметра требуется для более однообразн. удерживания пулн въ дульце патрон, гильзы, въ кот-мъ она, будучи оберпута бумагою, должна держаться съ нзвёстнымъ усил1емъ; слишкомъ слабое дер-жате пули въ гильзе можетъ повлечь за собою выпадете ея, излишне же тугое влеяетъ въ невот. степени на отрывъ дульца отъ гильзы. Въ смысле· же точности диаметра пули для надлежащаго врйзыватя ея въ нарезы ств-а, то' въ этомъ отношенш конструкция нашего патрона и канала ств-а доиускаютъ большая колебания; такъ, по опнтамъ, пули, уменыпен-ныя по дёаметру на 0,ою и даже 0,<м дм., еще отлично врезываются въ нарезы. 7) Бумажная обертка пули производится съ целью устранить свинцеванге нарезввъ ств-а. Это—весьма важное приспособление; введено впервые 1867 г. русск. оф-ми въ Америке; впоследств1и оно применено ко мяогимъ патронаиъ и практикуется съ усп^хомъ. Для обертки употребляемся пеньковая бумага, вырезанная въ виде парале-лограма, и при производстве обертнванхя слегка смачивается, чтобы лучше облегла пулю. Размерь обертки—ровно 2 оборота, причемъ достигается плотное помёщете пули въ дульце гильзы,которая при этомъ несколько раздается, удерживая пулю своей упругостью. Снаряжен, патрот—около 9 зол. 20 дол.; длина его 2,sio— 2,0« дм. Передъ стрельбою пуля вместе съ частью бумажной обертки, выступающей изъ гильзы, обсаливается, для лучпгаго смазыватя ств-а и счистки ст. него нагара при самомт, выстреле. Для обсалки зимою употребляется чистое сало, а летомъ къ нему прибавляется несколько воску. (См. „Построитель«,ie чертежи русскаго налокаднбернаго 4-лин. оружия“, изд. В. Бу-пякоескаго и А. Куна, 1876 г.). — в. ii. в. ??????'????? ва.гъ, см. Валъ. ЗЗгаытшвои двигатель, пмпребпойвшттъ (l'helice propulsive, screw - propeller), — под-водн. двигатель на морск. пароходахъ, вместо гребн. колесъ. — Со времени учреждетя цароходства, много трудовъ употреблено б., чтобъ уменьшить несовершенства гребн. ко,-лесъ, нриводящихъ пароходъ вт, движете. Вполне удовлетворительныя для pim плава-Hi«, колеса представляютъ неудобства на море, т. к. при волненш машина теряетъ значит, часть своего цолезн. действия отъ того, что безпре-станно выходить, изъ воды то одно, то другое колесо. Удары волнъ въ кожухи, покрывающее колеса, вредно влгяютъ на судно и машину и вообще затрудняютъ плаваете парохода, а въ воен. отношенш гребн. колеса представляютъ верную цель для непргят. выстрёловъ. — Аме-риканецъ Бужнель еще 1726 г. старался применить къ движенш подводн. лодокъ изобретенный Архимедомъ для подъема и выкачивашя воды В. Мысль эта не имела успешнаго применения на практике до 1836 г., когда произведены удачные опыты съ В·»», предложенными англичанипомъ Смнтомъ и шведск. кап. Эриксономъ. Въ Англш, где производились ис-пыгатя, Эрике, не имЪтъ успеха п 1839 г. онъ уехалъ въ Америку, где и нриложилт, свое изобретете къ делу вполне удачно. ПослЬ того предложено б. еще много другихъ проектов*: В»ы Верньё, Монжана, Грифита, Моделей и вновь испытываемый теперь двойной В. Де-Бея. Все эти двигатели, хотя ц различные по виду, почти одинаковы въ системе действия. Въ нихъ движете судну сообщаютъ виптооб-разныя крылья, утвержденный на оси, иара-лельной килю, и помещенный въ кормовомъ дейдвуде. Ось вращается паровою маппшой и, въ свою очередь, вращаетъ крылья, кот., действуя на воду, даютъ судну поступательное движете. При этомъ самый двигатель и машина помещаются ниже уровня воды, чтб делаетъ ихъ до некоторой степени невредимыми отъ непр]ят. снарядовъ. Особенности перечкелеп-ннхъ выше В.: Вернье — имеетъ лопасти съ переменнымъ гаагомъ и ребрами, выступаю-, щими поперекъ лопастей. Монжана—2 п даже 3 В. насажены на одной оси од йот. ла дру-гимъ. Грифита—часть лопастей заменена тарою, занимающимъ V> д1ам. В.; наибольшая ширина лопастей около шара, кот-й, заменяя безполезпыя части лопастей другихъ В., спо-собствуетъ уменыпешю сотрясения кормы. Моделей—съ поворотными лопастями; oui отливаются отдельно it крепятся къ средней части, пли муфте, т. ч. каждую лопасть можно повернуть на Hf.KOT-й уголъ и изменить т. об. шагт. В-а. Де-Бея — 2 различи. В. вращаются вт. разныя стороны; вг, испытываемом!, двигателе одинъ В. имеетт, 4 лопасти, другой—3.—Гребные В. бываютъ о 2, 3 и даже 6 лопастяхъ, прптомъ—постоянные и подъемные. ПослЬдшс всегда 2-лопастные и употребляются большей частью на воен. судахъ; подъемъ на палубу производится чрезъ колодезь вт, корме. Для неподъемпаго В. валъ машины продолжается за старнпостъ и на конецъ его насаживается В. Преимущества такого В.: более простое устройство кормы, oToyiCTBie колодца, мёныпш вт.съ, неограниченное число лопастей, а след, мёныпш д1аметръ В. Но онъ увеличивает·:, сопротивление судна при ходе подъ парусами и для своего осмотра требуетт, ввода судна въ докъ, что сопряжено с-г. потерею времени и значит, издержками. По изслЬдоватямъ кап. 1-го рапга В. П. Верховстю. двигатель, по-сящш назваше гребнаго В., не есть В. и пи имеетъ никакихъ свойств'!, его. Если — говорит!, Верховскш („Морен. Сб.“ 1882 г. ?· 6) — обыкновенный В. нельзя ввинтить въ испорченное дерево, то невозможно допустить, что В. ввинчивается въ жидкость и, вдобавокъ еще, двнгаетт, огромное тело, насажеипое на его валъ. В. П. определяет, что главнейшее свойство В.—у поръ лопастей въ воду по направленно нормалей кт. рабочей поверхности и, вследствие этого упора,—течете, сообщаемое имъ воде,ири-чемъ последняя, получйвъ движете, вт, свою очередь, упирается въ окружающую ее спокойную воду. Опыты показали также, что у порт, вверхъ меньше чемъ внизъ, отъ чего происходить неравномерное действие опускающейся и поднимающейся лопастей. Подобное же мне-nie выражено недавно въ Марсели, на сообщении касательно чертежа новаго В., и учазано мнете инженера Моих, ???-й, отрицая ввинчи-ватеВ-a въ воду, полагает, что работа двига-