* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
28.084
Новое на звездном небе
Исторический лексикон XVII в.
ОРГАН И ОРГАНИСТЫ
Ни к одному другому музыкальному инструменту не относились в эпоху барокко с таким пиететом, как к органу. Более популярные, более любимые были: и лютня, задушевная спутница влюбленных и утешительница одиноких, и вошедшая в XVII в. в моду скрипка, голос которой мог петь, плакать и заливаться счастливыми руладами, и непременное украшение всякой уважающей себя гостиной - чембало (в Италии), клавесин (во Франции), верджинал (в Англии)... Имелись свои преданные поклонники и
^ V V
у благородной виолы, и у навевавшей пасторальные воспоминания флейты. Но только орган называли королем музыкальных инструментов, и только к нему относились с благоговейным трепетом. Знаменитый ученый Афанасий Кирхер в своем всеобъемлющем трактате о музыке "Универсальная музургия" (1650) неоднократно вспоминал об органе, когда говорил об устройстве мироздания: то сравнивая Бога с мастером-органостроителем, то уподобляя органу сотворенный Богом мир. На картинах и церковных росписях нередко можно было увидеть играющих на органе ангелов; сидящей за органом
Исторический лексикон