* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
2.537
Плифон и возрождение
Исторический лексикон XIV-XVI вв.
"жизни во Христе", что не предполагало исповедание радости и наслаждения от аскетической жизни при полном погружении в "умное делание" и "духовное созерцание". Последнее, по мысли исихастов, принципиально отличалось от умозрительного философского созерцания, имея в виду не пассивное, но деятельное, творческое созерцание с целью усовершенствования самого себя нравственно и духовно.
Воздержание и аскеза позволяют удостоиться созерцания Бога "мысленными очами": "Само узрение Бога есть устранение всякого греха, очищение всякого лукавства, отчуждение всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, производителем чистоты и бесстрастия, дарователем вечной жизни и бесконечного царствия".
При этом Григорий Синаит говорит об особом "умном чувстве", без которого "невозможно чувственно ощутить наслаждение божественными вещами". Это наслаждение, по учению Паламы, от сошествия в душу человеческую божественной
^ V V
благодати, источающей внутренний свет, преобразует личность в уподоблении Богу: "Итак, когда ум начал ощущать сладость Всевышнего Духа, тогда, должно это знать, благодать начинает
Исторический лексикон