
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Knit - 23» - Киш орда Ногая утвердилась въ Крыму. 1313 г. Тохта передал» престолъ Узбеку, покровителю моек, кн-ей. Во 2-й полов. XIV в., по смерти хана Бердибека, въ ордгъ начались междоусобия. Въ продолжение 20 л. сменилось до 20 хановъ. Съ 1361 г. темникъ Мамай возводплъ хановъ на престолъ и ннзводилъ ихъ по своему произволу. Посл^ куликовск. битвы Мам. потерялъ свое значея1еи,разбитыйТохтаммшемъ, бЬкалъ въ Крымъ, где б. умерщвленъ. Тохтам. сначала пользовался покровительством·!. Тамерлана, но потомъ навлекъ на себя его гневъ. Вскоре поел·!; разби’пя Тохт-ша Тамгрл-мъ, въ ордгь гл. роль сталъ играть одинъ изъ полководцевъ, Идпги или Эдигей, кот-й, подобно Мамаю, самовольно распоряжался хапск. ирестоломъ. Эд. 1394 г. нанееъ наберегахъ Ворсклы сильн. по-ра;кев1е Витовту, вел. кн. литовскому, и его союзнику Тохт-шу. Спустя .rlvn. 11, Джелаль-Эддинъ, сынъ Тохт-ша, изгнал·!. Удигея. Во 2-й четверти XV в. К. о. окончательно стала распадаться: Улу-Махмедъ осноналъ Казанск. царство, Сенд-Ахмедъ овладел·!. Заяицк. ордой, Хаджн-Гирей—Крымомъ. Ханомъ li. о. остался Кучук-Ахмедъ. После бегства Ахмата съ бе-реговъ Угры (1480 г.), Ивакъ, хаиъ тюменской (сибнрск.) орды, разрушилъ и Сарай.—Во время владычества монголовъ гсд-вен. строй Рус. земли не б. нарушенъ въ осповахъ своихъ. Вс* нсторнч. явлешя и собьшя развивались по на-лравленш, установившемуся во владим1рск. пе-рюдъ рус. исторш. Пригородъ Москва заме-нилъ пригородъ Владим1ръ на Клязьме. Вер-ховн. власть получила почти окопчательн. форму при вел. кн. 1оанне III, при кот-мъ спало иго и орда давно потеряла устрашающа! характера Его внукъ, 1-й царь, началъ нокореше татарск. царствъ. Вл1яше ыоигольск. ига на внутрен. развито Poccih или иреувеличиваютъ, или умаляютъ. ЦентрализацЫ, развита кня-жеск. власти совершались вследствие естествен, течешя событш; особенно, начиная съ Андрея Боголюбскаго (см. Москва, J'oecin и статьи Е. А. Яплова·. „Обь историч. зиачеши рус. боярства“, въ „журн. м-ва народн. просв-Ь-щешя“ за янв., февр. и маргь 1886 г.). Но тёмъ не менЬе тат. иго б. болып. зломъ; тяжел. ,гнетъ надъ всей Русью, особенно до смерти Берке (1266 г.), не прошелъ даромъ; монголо-татарск. отношешя внесли страши. грубость въ нравы, законы. Вымучивашс дани оставило наследие въ правеже, кот-й въ ааконодатель-ctbi держался до временъ Петра. Должника въ правеже ежедневно билн палками, пока онъ не унлатнтъдолгъ, или пока за негоие уплатить какой-либо сострадательн. челов'Ьвъ. Монг. иго разорвало Русь на-двое, на Восточную и 3-ную. Только невмешательство монголов!. вовпутрен-шй гсд-вен. строй и веротерпимость ихъ спасли рус. народность. Веротерпимость монголовъ б. тесно связана съ ихъ в'Ьровашямк н основн. учр-1ями. Навдональн. релиш у монголовъ не б.; ее заменяли темн, представления о Тен-гри (что значить небо) и iioiuouenic солнцу, луне, горамъ, р4камъ, с-птякъ и предкамъ, кот-мъ нередко приносились и кровав, жертвы. Самъ Чингисъ не держался никакой определен. религш и одинаково боялся боговъ всехъ pejnrifi, желалъ всехъ ихъ задобрить. Для него равно страшно б. оскорбить Бога хр-иь, Бога будднетовъ или Бога магометанъ, ибо всехъ ихъ считалъ разн. богами. Въ его уставе „яса“, или книга запретовъ и законовъ, строго повелено б. покровительствовать вс!;мъ рели-пямъ; ясу же монголы чтили какъ веды, ко-ранъ или еванге.пе. Хановъ, ког. нарушали постановлен!Я ясы, велено б. свергать сь престола. Поэтому ханы освобождали отъ дани какъ христианок, свящ-ковъ п монаховъ, такъ и магометанок, муллъ, буддшек. ламъ и шана-новъ. Ханы и жены ихъ любили присутствовать при богослуженш разн. сектъ, исполняли обряды, а н-Ькоторые даже крестились, не придавая атому акту никакого значешя, чемъ вводили въ заблуждение европейцевъ. Изъ такихъ отиошен)'й ко всемъ релипямъ и вытекъ за-конъ, определявши! смерти, казнь за публичн. ноиошен1в какой бы то ни б. религш. Перс, писатели говорят·!, о Вату, что онъ не исио-ведывалъ никакой релипи, не принадлежалъ нн къ какой сект·!;, поклонялся только единому Богу. Кант. Ж'· »бъясиить казнь кн. Михаила Черниговскаго и боярина его Оедора? Карамзинъ говорит·!, о кумирахъ, кот-мъ будто бы велено б. кланяться Михаилу. Но ни ку-мировь, ни жрецоиъ ихъ нередъ ставкою Бату не бывало. Дело б., вероятно, результатомъ не-доумешя. Мих. ЧершпЧй долженъ б. пройти сквозь разложен, костры и поклониться тгьни, Чингиса, обращаясь лицомъ на в. Прохожде-aie сквозь 2 ряда костровъ не б. релипозн. о_рядомъ, а только суеверн, обычаемъ. Оно якобы очищало ироходящаго отъ дурн. наме-ренш противъ того, къ кому онъ шелъ. Покло-неше тпни Чингиса, т. е. вообще предкамъ, считалось знакомь уважетя къ тому, къ кому шелъ Михаилъ. Самъ же Мих. говорнлъ, что онъ готовь поклониться Бату, кот-му Богъ вру-чилъ власть. Сартакъ, сынъ Бату, выказывалъ такое уважеше къ хр-намъ, что его самого сочли хр-нипомъ; но, ноговоривъ съ нимъ, Рубрн-квисъ разубедился въ атомъ. Итакъ, за чтб же казнены Михаилъ н Оедоръ? Безъ сомнения, за р'бзк. порицаи1е чуж. веры въ чуж. доме, что по ясе наказывалось смертью.—Берке при-нялъ исламъ; но исламизмъ не усвоился тогда монголами, и даже, когда при Узбеке пришлось вторично утверждать исламизмъ и онъ утвердился, — духъ веротерпимости монголовъ не изменился. Преемнцкъ Берке, Менгу-Темиръ, при кот-мъ б. 3-я народн. перепись на Руси, дозволилъ своей дочери выйти за-мужъ за Оедора Ростисл-ча, удкльн. кн. можайскаго, и слёд. принять хр-ство. Мало того, сами ханы женились на хрнсианкахъ, предоставляя имъ право не только оставаться въ своей верЬ, но даже им'Ьть свою церковь и свящ-ковъ. Ханъ Тохту женатъб. на дочери Андроника И, ими-ра византшекаго, а хаиъ Узбекъ—на дочери Андроника III, и дозволилъ своей сестре Кончаке креститься н выйти за-мужъ за Юри! Данил-ча москов-го. Карамзинъ иаходилъ отдачуКончави за Юр1я д'Ьломъ несогласнымъ съ ревностью Узбека къ B'lipe Магометовой. Учен. ор1ента-листъ В. В. Григорьевъ („О достоверности ярдыковъ, даниыхь ханами Золот. орды рус. духовенству“), наоснованшсвидетельства арабск. историка Абульгази, выводить след-пця заключения: 1) если Берке и нринилъ исламъ, то последней не утвердился ни между ею преемниками