
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Нон — 41* — II о н ???? в. стали устраивать ресоры. ременныя и деревянныя (1-ая П. на ремен· ресорахъ построена 1457 г., по приказанию венгерок, кр-я Владислава II, въ подарокъ супруге фрапц. кр-я Кпрла VII). Въ XVI стол, въ 3. Европе, судя по сохранившимся рисункамъ, употреблялись 4-колесн. дроги съ плетен, кузовом-?,, весьма длпнвыя. При Фридрихе Вел. въ горл, армш имелись тяжелый и легк. П.: для хлебопекари. печей, провианта—съ коробомъ изъ товк. жердей, для письмен, делъ и казны—съ деревян. крышей, запиравшеюся замкомъ; появились и походя, кузницы. Въ начале XVIII в. во Франции б. II. 4-колесныя и 2-колесн. (последняя дла горн, странъ), на высок, коле-сахъ (д1ам-ромъ 5 фт.), съ решетчат. коробомъ, шворнемъ на оси, цуговою запряжкой. Въ то же время въ рус. армш употреблялись: палубы — довольно длиняыя и узк. П. на дере-вян. осяхъ, съ низк. колесами и кузовомъ, крыша кот-го обтягивалась кожей; фурмы, или фуры, похожля на предъидупйя; шведок, фуры—на деревян. осяхъ, окованныхъ по кон-дамъ жел4зомъ, съ низк. колесами, кузовами съ железн. крышей, шворнемъ на оси. Последи. И. впосл’Ьдствш б. заменены другими, гл. обр-мъ, ио ихъ мал. подвижности, что особенно выказали наши походы въ Пруссцо во 2-й половине XVIII в. Въ начала XIX стол, введены у насъ: Фурштатскгй полуфурокъ—дышловая И. на тройку, съ колесами д!ам-ромъ 54 дм., одинаковыми для обоихъ ходовъ, на деревян. осяхъ; П-а не имела никакого поворота, и для заезда вазадъ днтло переставлялось на задн. ходъ,_для чего оба хода б. одинаковы по констр-цш; несмотря на увеличен, колеса, б. тяжела на ходу; весила 40 пд·, а нагруженная— 108- Сухари, фура 1811 г.—совершеннее полу-фурка; имела поворота; запрягалась такъ же. Патрон, яшикъ—2-колесный, на деревян. оси, коробъ съдвускатн. крышей; запрягался парою; 4здов. верхомъ. Ящики для казны и письмен, дгълъ—такой же констр-цш, какъ и патронные, отличались лишь внутрен. приспособ-хями короба. Тогда же введены у насъ походн. кузницы и спец.П. для больныхъ (ем.ниже).—Кромё вышеупомянут. П. полков, о., въ начал* XIX в. б. особый нестроев. арт-скш о. (къ строевому принадлежали лаф-ы н зар. ящ.). Онъ состо-ялъ изъ палубъ 1820 г., улучшен, констр-цш, более подвижныхъ, ч4мъ прежшя; палубы съ крышей назначались для возки мастерок, ннстр-та и друг, предметовъ, съ кожан, бре-зентомъ—для пороха въ бочкахъ; запрягались тройкой. Въ паркахъ, для возки сн-довъ и проч. припасовъ, употреблялась фурштатск. фурщ дышловая, на четверку рядомъ, съ колесами разн- Д1ам-ровъ; крыша кузова б. обита шел'Ьзомъ. Фура эта въ походахъ 1827—31 г. всё-таки оказалась тяжелою (около 105 пд.), хотя б. подвижнее и поворотливее нолуфурка. Въ полев. б-реяхъ имелись б-рейные роспуски, по виду ломов, роспусковъ въ C. Poccin, оглобельные, на тройку, для возки крупныхъ запаси. предметовъ. Въ осадн. арт-in такой же констр-цш роспуски употреблялись 3 родовъ: простые—для кёгорнов. мортиръ; съ креслами ??. е. коробомъ изъ деревян. дугъ, обшитыхъ досками)—для сн-довъ; съ коробомъ— для запаси, л^са; еъ ящикомъ, имЪвшимъ дугообразн. крышу, — для зажнгат. сн-довъ. Кроме роспусковъ’ въ б-реяхъ находились инструментальн. полуфурки; это—te же роспуски, но съ дуго-образ». кузовомъ и железною дугообразн. крышей,— Итакъ, нашъ о. начала XIX в. состоял» изъ разнообразя, типа П.. притомъ недостаточно удобоподвижныхъ. Всл-Ьдстви; этого начались ион. изсл4д-1я надъ констр-nieii П. Въ результат!·., арт-скимъ вомитетомъ 1840 г. выработало 2 типа дышлов. системы, парной и четверочной, а также П-а русск. образца, оглобельная, троечп. запряжки. За эту последи. П. стояли флдм. Паскевичъ и мнопе войсвов. нач-ки; она же предпочтена имп-роиъ Нико-лаемъ I и окоичат-но утверждена 1840 г. для разнообразн. грузовъ: пров1анта, ннстр-та, ла-заретн. вещей., казначейск. имущ-ва (мунди-ровъ, шинелей и проч.) и для возки больныхъ. П. для провианта и больпыхъ покрывались кожан, брезентомъ, остальння — деревянною дугообразн. крышей. Тогда же (1840 г.) приняты: новые патрон, ящ., П-а для казны и письмен, делъ, аптечн. ящикъ, П-а для походн. церкви и 2-колесн. кузница. Въ арт-iu уничтожены палубы, но оставлены б-рейн. роспуски и инструмент, полуфурокъ. Вновь принятая П. рус. образца б. на деревян. осяхъ, съ мал. колесами на передн. ходё и большими назаднемъ; кузовъ—развалистый, низмй, уширенный спереди. 2-колесный патрон, ящ. 6. на железн. оси; крыша короба — со скатами; запрягался въ оглобли тройкой, съ ездовымъ верхомъ. П-а для казны и письмен, далъ и аптечный ящ. отличались отъ патрон, ящ-а лишь внутрен. устр-вомъ короба. Къ б-рейн. роспускамъ и инструмент, полуфурку 1807 г. б. приняты железа, оси; измепены и некот-я несуществен, детали. Въ осадн. арт-iu прежн. роспуски почти сохранили свою констр-цш, по снабжены б. железн. осями. Дли иолевыхъ арт. парковъ и инжен. войскъ утверждена 1844 г. парковая П., по констр-цш сходная съ провиантскою, но съ железн. осями и более глубок, кузовомъ, причемъ И. для пороха имели железный дугообразн. крыши, а нрочхя— деревян. дуги съ кожан, брезентомъ. После восточн. войны 1853—56 г. войскй начали жаловаться на о. 1840 г.: о его тяжести, недо-статочн. вмесгительн-и коробовъ, неудобстве оглобельн. упряжи (тяжела и сложна); кроме того, П-а для больныхъ оказалась чрезвычайно тряскою и душпою. Поэтому 1859 г. высочайше повелено б. учредить особ, комитетъ для опред-ifl лучш. констр-цш П. о. Ком-тъ этотъ (сначала подъ нредсЬд-вомъ r.-л. Шварца, а потомъ ген.-ад. Лутковскаго), сравнивъ наши П. съ различи, образцами въ иностран. арм^яхъ, остановился на англ. типе и, согласно съ нимъ, проектировал'!, общевойсковую II. для нашей армш: дышловую, для запряжки четверкой въ рядъ, съ высок, колесами одинаков. Д1ам-ра, кузовомъ съ прям, стенками, покрывавшемся брезентомъ, и шворнемъ позади оси, для уве-личешя поворотливости. Она назначалась для возки iipoBiaHTa, лазарегн. вещей, казначейск. имущ-ва, пистр-товъ, казны и письмен, делъ. Сверхь того ком-тъ выработалъ образецъ 4-ко-леснаго патрон, ящ.; въ немъ передней и задн. ходы соед-ны стрелою и шворнемъ, и на кажд. ходе укреплено по коробу, въ кот-е умадыва-