* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
— 207 —
pte независимо отъ государства. Конечно, въ настоящее время} когда государство теоретически и фактически есть высшая сила, вн'Ьншя средства принуждендя могутъ быть употребляемы только для проведен]я государствомъ признанпаго и го-еударствомъ созданнаго права, отъ котораго слЬдуетъ строго отличать, кроме открыто или молчаливо терпимаго церд;овнаго нрава, молчаливо пли открыто отвергаемое Вынудимостью, однако, обусловливается исиолненде, но отнюдь не существо права, которое, действительно, въ громадномъ большинстве случаевъ своего применены осуществляется доброиольнымъ под-чинешемъ И именно XIX в., отчасти при наличности энер-гическаго противодействуя государства давъ или ожививъ полноту церковнаго права, поставилъ въ ясность фактъ самостоятельности церковнаго правообразовашя и действенности церковнаго права.
Такимъ обр. и теперь едце мы стоимъ предъ двойственностью права и съ достаточнымъ основйндемъ иосвящаемъ себя изучешю правь. Конечно, въ среднев?ковомъ смысле jus ut-rtunque более не существуете Теперь не ыожеть быть более речи о двухъ ддравахъ изъ которыхь одно господствуетъ надъ духовной стороной целаго христнскаго мдра, другие надъ светскйй, или. пользуясь средневековыми выражендемъ. изъ которыхь носителемъ одного является духовное правительство, дерархдя, другого - светское правительство, феодальная монархия. Но двойственность продолжаетъ существовать такимъ образомъ, что рядомь съ правомъ государственнымъ (т е. го* сударствепной властью нризнаннммъ или установленным·^ стоить особое право, регулирующее отношешя церковной жизни, которое хотя и можетъ быть подчинено фактически первому, однако съ ограничешемъ мЬстомъ я только отчасти, но въ идее и въ главной своей части является также положительными и самостоятельны мъ.
S с h ? а г ]. Die Selbstandigkeit des Kirchenrechte, Z f Kl*. XII, 1874.