
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
246 Стыдъ—СУБЪЕйТТТВИЗМЪ функцщ нашего организма. Чувство С. присуще только людямъ;она, помайнш Влад. Соловьева, показываете, что человёкъ есть существо высшее, стыдящееся своего подчинения матердальной природе и этимъ самымъ признающее свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, въ силу чего онъ долженъ обладать, а не быть обладаемымъ ею. Стыдъ—есть чувство неудовольствия, являющееся после совершен )'я поступка, который мы не одобряемъ или который, мы предполагает», будете не одобренъ другими. Чувство С. можетъ появляться л до совершешя поступка, въ томъ случай, если воображеше такъ ярко рпсуетъ поступокъ и его поел4дств1я, какъ если бы онъ уже былъ совершенъ; въ зтомъ случай чувство С. можетъ удержать отъ совершения не-одобряемаго t нами поступка. Вопросъ о происхождеши идеи С. остается откры-тымъ такъ же, какъ нельзя съ уверенностью утверждать, что животныя совершенно лишены С. Идея С. присуща вс%мъ людямъ на всехъ ступеняхъцившгизащи, но оценка цоступковъ съ точки зрешя С. весьма различна въ различиыя времена и у различ-ныхъ народовъ, такъ что то, что одними народами считается постыднымъ, другими считается достойнымъ похвалы, какъ напр, многоженство. Стюартъ (Дэгальтъ, 1753—182S)—про-фессоръ эдинбургскаго университета, представитель шотландской*’ философш «здра-ваго смысла». С. продолжалъ психологически наследования Рида. Главныя сочинешя: «Elements of the philosophy of the human mind» (1792—1827) и «Outlines of moral philosophy» (1795). С. принимаете нисколько основныхъ законовъ веры, т.-е. нисколько недоказуемыхъ, но самоочевид-ныхъ аксшмъ математическаго и мета-фязнческаго характера. Существенно но-ваго С. въ приндипы шотландской школы не внесъ. О немъ см. М. ТроицкШ, « Немецкая психолопя» (Москва, томъ 1.1880). Суаредъ (Францпскъ, 1548—1617)— знатнаго нспанскаго рода, поступилъ въ орденъ 1езуитовъ, читалъ богословие и философш въ Сеговш, Алкале, Саламанке ?? Риме. Последней пзъ схоластлковъ, при-%ычалъ по существу къ учешю Оомы Аквинат». къ «Sumraae* котораго написалъ ком- ментарии; былъ противников ywcKIa Дунсъ Скота п Вильгельма Оккалскаго. Главныя пропзведешя С.: «De animer и «Disputationes inetaphysicae». Субстанц1я (отъ лат. substantia)— обозначаетъ неизменную основу сменяющихся явлен]й, носителя качествъ. Человеческая мысль въ вечной смене явле-нШ ищетъ твердаго и неизменнаго начала и находить его, во-первыхъ, въ томъ, что существуете само по себе и для себя я представляетъ противоположность акцп-денщямъ, во-вторыхъ, въ томъ, что пребываете неизменнымъ въ потоке явлешй Источникъ понятШ С.—человеческое «я», которое мыслится и какъ существующее для себя, и какъ нечто неизменное. При дальней шемъ о пределен] и С. замечаются п количественный (единство и множество), и качественный различая (духъ, матер!я). Пстор1я понятая С. есть истор1я всей философш. Интересны попытки устранешя понят С. п.тп замены его иными, какъ напр., энергией у Оствальда въ его философ! и природы. Субетратъ — у стопковъ безкаче-ственный, отвлеченный субъектъ, логически предшествующей всякому предикату* Въ настоящее время слово С. употребляется вмёсто субстанщя, когда хотятъ связать съ понятие мъ этой последней отрицание всякой действительности. Кантъ употребляете С. въ его этимологическом! значенш ???????????—ОСНОВУ. Субъектъ (отъ лат. subjicere—подлежать)— обозначаетъ въ метафизике носителя состоявiii, т.-е. субъстратъ, въ логике предмете, требующей'определения: такъ С. суждешя есть подлежащее, которое определяется предикатомъ. С. определяете количество суждев!я, т.-е. объемъ его. С. въ психолопи* обозначаете личность, «я», въ противоположность объекту, т.-е. предмету познатя, вообще тому, что обозначается терминомъ «не-яг. Субъективизмомъ называется такое направлеше философш, которое пехо-дитъпзъ субъекта,вънемъ видите единственную реальность н норму познашя и деятельности. Первыми субъективистами въ древности были софисты, учивпйе, что «человекъ есть мера существующаго». Субъективность познашя служите излюбденньщъ доводом^