
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Страдание—Стыдливость 246 сочеталъ веру въ необходимость психически хъ явленШ съ твердой уверенностью въ свободе разумнаго существа. Центръ тяжести С. лежитъ въ его этике. Идеадъ непоколебимаго мудреца, равнодушнаго къ внешнему, къ бедсшямъ Mipa п гордаго сознашемъ своей внутренней свободы спи-санъ С. съ Сократа; однако, отъ сократовской и цинической этики стоическое учеше отличалось т?мь, что оно отвергло узкШ на-цюнализмъ и провозгласило космополи-тизмъ (мудрецъ—гражданинъ Mipa); съ другой стороны, римсте юристы, воспитанные въ духе С., впервые провозгласили идею равенства всехъ передъ закономъ, а, следовательно, и ложность учешя Аристотеля о рабахъ, которые, по его мнент, суть одушевленный орудгя. С. сталъ име-н*елъ иарицательнымъ для обозначения убеждений стойкаго и независима™ человека, подобно тому какъ циникъ стазъ нарица-тельнымъ именемъ для человека безъ всякихъ предубЬкдешй и стеснений условностями. О С. см. Марта, «Философы и поэты моралисты во времена римской имперш» (М., 1879, перев.); Weygold, «Die Philosophie d. Stoa» (1883) и Ogereau, «Essai sur le systeme des St.» (1885). Страдан1е: 1) душевное состояше, противоположное наслаждент. С. бываетъ физическимъ (боль) и душевнымъ; 2) одна изъ десяти uaieropifi Аристотеля, есть состоите, противоположное дейсгаю, когда причина того, что въ вещи происходить, лежитъ не въ ней самой, а вне ея. По мнению Лейбница, монада деятельна, поскольку она имеетъ ясныя перцепщи, п страдательна, поскольку она имеетъ смутныя перцепщи. Фихте и Шеллингъ опредЬ-ляютъ страдаше «я» какъ ограничеше его деятельности. Стратонъ (III вйкъ до Р. Хр.) изъ Лампсака—ученикъ аристотелика Теофраста и его преемникъ въ руководстве перипатетическою школою въ Аеинахъ. Его сочинешя не дошли до насъ; они перечислены у Дшгена Лаерщя и касаются всехъ частей филоеофш и главнымъ образомъ естественныхъ наукъ; поэтому С. по-лучилъ прозвище «физика». Страховъ (Николай Николаевичу 1828—1896) ¦ критикъ и философъ; находился подъ вл1яш'смъ Х’егслр, Главныя со- чпнешя: сМ1ръ какъ цйлое»; «Объ основ· НЫХЪ П0НЯТ1ЯХЪ фИЗШОГШ й психолопи»* с О вечныхъ истинахъ» и др. Интересъ представляетъ его полемика съ Вл. Со-ловьевымъ п съ дарвинистами (напр. Ти-мирязевымъ). Сочинешя С., написанныя весьма ясно, имеютъ пропедевтическое значение и, какъ первоначальное ознакомле-Hie съ философскими вопросами, могутъ принести пользу. Страхъ — имеетъ два значешя: 1) сильное душевное воднеше, вызванное неожиданной опасностью, лишающее въ боль* шннстве елучаевъ способности действовать, часто парализующее деятельность мускуловъ, вызывающее приливъ крови къ сердцу; сильный, внезапный страхъ можетъ быть смертеленъ; ‘2) чувство тяжелаго не-удовольств1я, проистекающее отъ ожида-шя непреятности. Страсть — сильная, не поддающаяся контролю разеудка любовь къ какой-либо вещи и желаше наслаждаться ею столь сильное, что они подавляетъ волю человека. Страсти можно разделить на физи-чесия п духовныя: первыя—пьянство, обжорство, лень, картежвичество и др.—при удовлетворении оставляютъ чувство неудо-вольств!я; вторыя — честолюб!е, любовь, месть, корыстолюб]е и др. — повышаютъ самочувствее. Эти последняя ведутъ къ благимъ или къ злымъ результатамъ въ зависимости отъ предмета страсти. «Ничто великое не было и не будетъ совершенно безъ страсти», сказалъ Гегель. Стремлен!©—обозначаетъ активную сторону сознашя. С.—терминъ весьма родственный воли, которая есть сознательное С.; такимъ образомъ С. обозначаетъ большее общее понятие, С. возникаетъ изъ состоя Hi я неудовлетворенности и направляется на достижение объективной цели. Наше «я» имеетъ С. къ самосохравенда. къ отражению внешнихъ впечатлЬшii, Лейбницъ въ С. видитъ основную черту монады, объясняющую смену пер цеп ui Й, происходящую въ ней. С. въ певхиче-скомъ Mipe аналогично энергш въ физп-ческомъ wipe. Въ этике ??????? С. къ са-мосохранстпю и къ совершенствованш играетъ большую роль. Стыдливость есть чувство стыда, направленное на природное влечеше и