
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
349 НАЧ hat 343 нАтыць: въ натъщь — скоро, поспешно (В.): — Вни- доша борзо въ натъщь. Есв. VIII. 14 по сп. XIV в. н атъщьнъш = натъштьн'ыи=натощьныи — искреншй:— Натощное покааше (т-*^ отсоиХоиссу (х-гта-vo^аv, этсегат роеп^епйат). Псалт. толк, веодр. пс. XXXVII. 1. толк. (В.). — усердный: — Рьвьние натъштъно въжагаеть огнь (хатаатгоиВа^о^г,). Панд. Ант. XI в. (Амф.). — Шко тъжде члкъ есть натъщьное д'Ьло Божие (то тер1стсои§!Хато^ той ©еоо). Златостр. XII в. (В.). натычь — цель, скотго;: — Стр-Ьлець овогда оулу-чаеть, стр"ЬлАюще внасъ, ико в нагычь. Пчел. XVв. (Бусл. 547). — Ср. Г Море бо, боур^ми моутимо и на-дымающисе на соусЬдоу землью, и пориваема песка же стыдить, и натъчнъ1хъ пр^д^лъ не рачитъ пре-стоупати. 1о. екз. Шест. 1263 г. Прол. (Калайд. 140). натащи, натагЙ — привлечь: — И по сихъ Игорь сбра всю свою силу, натяже и Печениги, и поиде на Греки. Лит. лп>т. 6421 г. наЙзольникъ — бляха на узде или на поясе для прикрЗшлешя помочей къ поясу (Савв. 246): — Наузоль-ники (у узды) круглы зернчаты, серебряны съ камешки. Конек, приб. Бор. вед. Год. 1589 г. 42. наЙзотворьць— чародей: — Аще кто творить привидение очима, коренитьдь,.., наоузотворьдь, вълхвъ ли, да шетаноутьед (¦к^г.б.^.а.хт. тсосыч; въ Серб. сп. 1305 г.: Своредии творе, блоудышкъ, оузьлникь). Уст. крм. Трул. 61. 1ли чара оучитель Кли наоузо-творець. Пайс. сб. 91. на&8Ъ = наюзъ — чародейственная навязь, носимая для предохранешя отъ болезни или несчатя: — Наузъ ношение, кощюнъ1, бесовьскъш п®. Кир. Тур. Сл. о пост. (Бусл. 504). То сш бабы чи не Бога при-зываютъ, а оны прокляты и скверны и злокозньны наузы много верныя прелыцають, начнеть на дети наузы класти, смеривати, плююще на земьлю, рекше беса проклинаеть, а она его боле призываеть, творится дети врачующе. Сл. св. Кирил. (Москвит. 1844 г. 1. 244). Наузовъ и словъ прелеетныхъ слу-шаемъ; глаголють намъ (бабы) навязываючи наузы, онакую д^аволю прелесть, абы чадо беса бесомъ из-гонити. т. ж. 245. Отрицаемся.. . вол'шьбъ1, наоузъ ношении, смеха, гудении. 1о. Злат. XIV в. Наузи смраднии. Пайс. сб. Гр. Ид. 41. Согрешихъ: наузы вязахъ на себе, и къ волхвомъ и къ обавникомъ и къ чародеемъ ходихъ...; согрешихъ, наоузы на себе нося. Сбор. Салт. Исп. инок. 81. Или наоузы каюа на себе носилъ еси. т. ж. Исп. мир. Или наоузы ко-рения на себе носила еси. т. ж. 61. Вол'шьбою лечать и наоузъ1 и чарами. Измар. 1518 г. (Оп. II. 3. 73). Гре1 ё носити наоу3 какъ любо. Дуб. Сб. XVI в. Уст. ешт. 123. Аще ктю к* вол'хво™ ходи ворюжи ра" или наоузы емле потвишыа, да не гасть мАса и млека м" дн1"и и потш епите*и г* лет. т. ж. Прав. св. о. 102. Наюзы на персехъ даютъ носити. Азб. Новг. Соф. библ. — Ср.: НосдщХа обаднТа на шел31 свои1, идолослоужен!ю чсъ (часть) им«ще..., да чатса w цркви. Дуб. Сб. XVI в. 205. — чародейство, колдовство: — ГГ мытарьство: чародейство и волховаше, наузы. Кир. Тур. 95. Аоанасьн и; наоузехъ и стреле громьнеи. Новг. Корм. 1280 г. 377. Крта или иконъ1 ци взималъ еси на некоторый*, потворы или наоузы. Чин. Новг. XIV в. л. 100. Ни наоузы, ни бесъ искати. Пайс. сб. И наоузы немощна беса, глемаго трдецю. т. ж. — Ср. Др.-Чеш.: Nawez па bolest (Ms. hn. leJc. Юнгм.), nawazati— hadati z drobu (Юнгм.), nawaz—jisty spu-sob hadani zwlaste z drobu celi z wnitrnosti hariolatu; nawazowanj: zaklinanj, carowanj i nawazowanj (Hajek Юнгм.).— Ср. Лат. ligaturae, ligamina, ligationes (Du-cange); nodi, vincula (Плин.); Франц. lier — ensorceler. — См. о наузахъ въ правиле 36 ЛаодикШскаго собора. — См. 8зъ1, 8зьлъ, хранилище, газьлъ. на8зъ — одна или несколько кистей, вешавшихся на шнуре или цепочке подъ шею лошади (Савв.): — Наузъ шолкъ белъ; на немъ вотолка плетена золо-томъ, съ ворворками; кругомъ ево кисти шолкъ черв-чатъ да лазоревъ. Конек, приб. Бор. вед. Год. 44. на8къ — ученье: — СОимеши (л) лютаго паоука сна своего. Златостр. 110. — НаЙкъмь — подъ вл1яшемъ учешя: — Ястряби же тако же наоукъмь сьрнъг и жерави емлють, тако же соу наоученп члвкъ!; то же емлють, не престоупяще ни хоуде повелении члв*чь-ска. Златостр. XII в. Тъ1 же того не можеши расмо-трити, еже онъ (пьсъ) наоукъмь творить, т. ж. Кже онъ наоукъмь творить, то же тъ1 оумъмь своимь можеши сътворити и мыслию. т. ж. — наставлеше: — Всесильнаго Бога помощию i пречистые его Богоматери и великихъ чюдотворцовъ мо-лениемъ, и царя благочестиваго и великого князя Ивана Васильевича всеа Русш благородствомъ и твердымъ с крепостию разума его наукомъ, и егл царскимъ счастиемъ воеводы его... Астороханское царство и городъ взяли. Никон, л. 1554 г, (т. VII. 218). — знаше: — Съвък&швшеся въ Асгрш и въеучивши бесьство и* и Еггптьска наоука не остави. Упыр. 210. — навыкъ, привычка: — Мко же и намъ наоукъ глти. 1о. екз. Бог. 131. Понеже наоукъ члвкомъ водою си оумъ1ти, а маслъмь древднъшмь помазати. т. ж. 271. — учб)(ЛУ), расположеше воли: — И летомъ различьни соуть, и наоукъмь делгатьси, и мощью, и образъмь. 1о. екз. Бог. 80. — Лихвъ! емлА отъ наоука (въ Уст. крм. насилиемь; iy. , ex mutuo). Ефр. крм. Ник. 17. нА&шъ — книга пророка Наума, одного изъ 16-ти ветхозаветныхъ пророковъ. НАЙрЙзъ — мужское наголовье съ полками (полями), наугольниками, прорехами, пуговицами и кистями (Савв.): — Наурузъ сделати изъ остатка, что куплено у Махметъ Чилибея камка бурская на зелени репьи