
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
14% Яновскш, ad thesaurum magnae artis musicae“ (17U1). ЯновекШ, Гавршлъ Сем e нови чъ—B'bBHio и преподаватель пе-В1Я—род* ок. 1775, ум. ок. 1830. Я. поступилъ мальчикомъ въ придворные 'n’bBHie, по спаденщ голоса съ 1S04 перешелъ въ Департаментъ УдЪ-ловъ, затемъ на службу Дирекцш имп. т.. Въ 1817 поступилъ препода-вателемъ петя въ Благородный ин-ститутъ (въ СПБ.), въ которомъ въ то время воспитывался Глинка. (ФХ Янота (Janotha), Наталья, род. 1856 въ Варшаве, ученица отца, преподавателя игры на фп. при тамошней консерв., затемъ Рудорфа въ Берлине и Клары Шуманъ во Франкфурте н. М.. 1874 Я. выступила впервые въ концерте лейпцигскаго Ге-вандгауза и вскоре составила себе имя, особенно въ Англш. Янза (Jansa), Леолольдъ, род. 1795 въ Чехш, ум. 1875 въВене; изучалъ право въ Вене, но сделался скрипачомъ; 1834 назначенъ былъ университетскимъ капельмейстеромъ и организовалъ перюдичете квартетные вечера. 1849 Я. участвовалъ въ Лондоне въ концерте въ пользу изгнанныхъ вевгерцевъ-револющо-неровъ, за что самъ былъ изгнанъ изъ Вены. До 1868 онъ жилъ въ кач. полулярнаго учителя фп-ной игры въ Лондоне, затемъ, получивъ амнистш, вернулся въ Вену и получалъ пен-с1ю. Я. написалъ множество скрипичныхъ композиц1й (фантазш, вар1ацш, рондо, также несколько концертовъ, сонатъ, струня, квартеты, струнныя ????, скрипич. дуэты, Rondeau concertant для 2 скрипокъ съ орк. и несколько церковныхъ комлозиц!й [оф-ферторш для тепора-соло и скрипки-соло, хора и орк.]). Янсенъ (Janssen), Юлхусъ, род. х852 въ Голландш, ученикъ кельнской консерв.; 1872—76 жилъ на юге PoccIh въ кач. учителя музыки и nia-ниста, 1876—82 былъ дирижеромъ музык. кружка въ Миндене, затемъ въ Дортмунде, где съ 1890 состоитъ также городскимъ капельмейстеромъ. Я. проявилъ себя даров итымъ композиторомъ (романсы и др.). Янусъ (Janus), Каролусъ, см. Янъ. Янъ* 1) (Jahn) Отто, знаменитый археологе, филологъ и художеств, критикъ, род. 16 шня 1818 въ Киле. Янъ. ум. 9 сент. 1869 въ Гёттингене; учился въ университете въ Киле, Лейпциге и Берлине, 1886—39 совершалъ путешеетв1е еъ t научной целью по Францш и Италш, 1839 сдалъ экза-менъ на приватъ-доцента филологщ въ Киле, 1842 сделался дрофессоромъ археологш въ Грейфсвальде, 1847 перешелъ на ту-же должность въ Лейп-цигъ, где однако 1S51 былъ уволенъ за свои политпчесшя убеждешя; 1855 профессоръ археологш и директоръ академическаго художественнаго му-музея въ Бонне. 1867 лриглашенъ былъ въ Берлинъ, но умеръ после продолжительной болезни въ Гёттингене. Кроме многихъ ценныхъ фи-лологич. и археологич, трудовъ мы обязаны Яну классической бюграф1ей Моцарта (1856 — 59, 4 тома; 2-е изд. 1S67 2 т., 3-е изд. [обработ. Г. Дейтер-сомъ] 1889—91; англ. перев. П. Таунсенда, ] 882). Произведете это не только превосходно само по себе и исчер-пываетъ свой предметъ, но имеетъ также для музык. литературы выдающееся значеше въ томъ отношенш, что здесь впервые къ музыкальной исторюграфш применены пр1емы филологически- критическаго метода; въ этомъ смысле оно составило эпоху и послужило образцомъ для поздней-шихъ бюграфовъ и историковъ му* зыки (Кризандеръ, Сдитта, Поль). Кроме того Я. написалъ; „Uber Mendelssohns Paulus" (1842), полемическая статьи въ „Grenzbote“ о Берлгозе и Вагнере, разборъ доляаго собр. сочинений Бетховена въ изд. Брейткоп-фа и Гертеля; позднее все это было издано въ одномъ сборнике подъ назв. „Gesammelte Aufsatze uber Musik“ (1866). Я самъ былъ хорошимъ музыкантомъ, что видно изъ его де-сенъ (4 тетради, частью на верхне-германск. диалекте) и хоровъ (1 тетрадь). Онъ редактировать также изда-Hie клавираусцуга „Фиделю“ Бетховена. Его б1ограф1я Моцарта возникла безъ заранее определенная желатя, изъ все более и более расширявшихся подготовительныхъ изследованхй и собиратя матер1аловъ для 6iorpa* фш Бетховена; накопились также ма-тер1алы и для бюграфш Гайдна. Вы-полнетю этихъ плановъ помешала, : однако, смерть; подготовительный работы Я были использованы и закон- I чены подходящими для этого людь-