
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1494 Язычекъ, годы Я. считался, наряду съ Рейнеке, самымъ выдающимся профессоромъ консерв.. 1887 лейпцигскШ универси-тетъ возвелъ его въ степень Dr. pbil. hon. с. Изъ композидШ Я-a следу етъ выдоить написанную въ форме канона оркестровую серенаду ор. 35, 2 такихъ-же фп-ныя серенады ор. 8 и ор. 125, балетную музыку для фп. въ 4 руки ор. 58 и вокальные дуэты въ форме каноновъ ор. 9,36, 38, 43. Всего Я. написалъ более 100 произведен^, въ томъ числе 4 симфонш, 2 увертюры, 4 серенады, 2 фп-ныхъ концерта ор. 89, 4 фп-ныхъ ????, 3 фп-ныхъ квинтета, фп-ный секстетъ ор. 100, 3 фп-ныхъ квартета, 2 струнн. квартета, прелюдш и фуги для фп. и пр.; для хора и орк.: 100-й псаломъ (8-глсн. съ контральто-содо, ор. 60), „Vergebung“ (съ сопрано-соло, ор. 54), „Ver-heissung“ (op. 55), „Trostlied“ (съ op-ганомъ ad lib., op. 65); для муже, хора и орк. „An den Sturmwind“ (op. 61); затемъ 13-й псаломъ для сопр., кон-трал. и органа (ор. 43), 43-й псаломъ для 8-глснаго хора, „Johannistag“ для соло, жене, хора и фп., мотеты, хоры, фп-ныя пьесы и пр. Свой (вполне консервативный) методъ преподавания въ кач. теоретика Я. изложилъ въ практическихъ учебникахъ: „Harmonielehre“ (1883. 5-е изд. 1898), пояснения къ нему (1886); „Kontrapunkt“ (1884, 3-е изд. 1897), пояснешя къ нему (1887); „Kanon und Fuge“ (1884, 2-е изд. 1898); „Die Formen in den Werken der Tonkunst“ (1889, 2-е изд. 1894)и „Lehrbuch der Instrumentation“ (1889); „Methodik des musiktheoretischen Unterrichts“ 1898, „Das Wesen der Melodie in der Tonkunst“ 1899. Жена его, Елена Я. (ум. 1891), была популярной учительницей п1ш1я. Яйычекъ (лат lingua, нем. Zunge, франц. anche, англ. Reed), „пищикъ“,— такъ называется эластическая пластинка, вполне прикрывающая узкое OTBepcTie въ трубе и при своемъ ко-лебанш попеременно то закрывающая, то открывающая ого. Во мно-гихъ духовыхъ инструментахъ (а именно въ такъ назыв .язычковыхъ, лвнгвальныхъ трубахъ) я. является дающею тонъ средою. Если я. сделанъ изъ металла, то высота тона определяется его величиной (длиной, шириной, толщиной); если же онъ более мягокъ и упругъ (камы- Язычковыя трубы. шевый я.), то першдъ его колебаний находится въ зависимости отъ колебаний воздушнаго столба, заключен-наго между язычкомъ и наружнымъ воздухомъ. Первый случай имеетъ место въ язычковыхъ трубахъ органа, гармошума и тому подобныхъ инструментовъ, а последней—у гобо-евъ, кларнетовъ и фаготовъ, употреб-ляемыхъ въ нашемъ оркестре. Особый видъ я-въ составляютъ, наконецъ, мембранозные („перепончатые“), къ числу коихъ принадлежать годовныя связки гортани, а также губы играю-щаго на валторне, трубе, тромбоне и тому подобныхъ инструментахъ; первыя сами всегда опредЪдяютъ высоту тона, тогда какъ у последнихъ она зависитъ отъ комбинацш напря-жешя губъ съ длиной звуковой трубки (срв. корпуеь). Металличесюе я-и бы-ваютъ либо отскакивающими, либо проскакивающими (свободно колеблющимися); первое имеетъ м*сто у боль· шинетва язычковыхъ голосовъ органа, последнее — у гармошумовъ и нежныхъ, лишенныхъ корпуса, ор-ганныхъ голосовъ. Язычковыя трубы — духовые инструменты, у которыхъ звукъ извлекается при помощи колеблющихся ЯЗЫЧКОВЪ (срв. Духовые инструменты, Язычекъ). Я. т. органа, за исключешемъ немногихъ нежныхъ голосовъ съ проскакивающими язычками (эолина, фисгармоника), принципиально мало отличаются другъ отъ друга. Чемъ. крепче язычки и чемъ более сопротивления они въ состоянии оказывать, темъ сильнее должна быть струя воздуха, а стало быть, и темъ большей силы получается звукъ; кроме того,, расширяющейся кверху (воронкообразный) корпусъ трубы увеличиваетъ силу тона, а съуживаюпцйся (полузакрытый), напротивъ, уменыпаетъ ее. Такимъ образомъ возникаютъ более или менее близко другъ къ другу -стояraie по характеру регигтры; Posaune (Serpent, Bombarde, Bomhart, Tuba, Ophikleide), Trompete (Clarino)r Fagott (Dulcian, Basson), Oboe, Klarinette, Schalmei, Kornett (Zink), Bassetthorn, Hom etc. Устарелыми я-ми голосами являются: Sordun, Racketta Barpfeife, Bassanelli, a также все наз-вашя, соединенны* съ словомъ „Regal“. Срв. Органъ а статьи, посвященныя гт-д*Ьльнымъ наавашяьгь голосовъ#