
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1490 Эффремъ. втюдовъ съ разработкой несколькихъ темъ, причемъ пассажеобразная первая тема сменяется более мелодической второй- Относительно литера* Tvpbl ЭТЮДОВЪ су. соответственные инструменты (Фортепиано, Скраггса и пр.)· ПрОИСХОЖ- деше э-въ очень давнее; они встречаются уже въ самыхъ старинныхъ изъ известныхъ намъ учебниковъ игры на органе („Fundamentum orga-nisandi“ Паумана, „Fundamentbuch“ Ганса Констандскаго и пр.)» на фп-но („Transilvano“ Дируты, 1593) и на скрипке („Division Violin“ Ллайфор-да, 1688—93). Эффремъ, Мущо, до 1615 состоялъ на службе у князя Джезуальдо ди Вено за (см.) въ Неаподе, 1617 придв. капельмейстеръ въ Мантуе, затемъ во Флоренцш и въ 1626 снова въ Неаполе. Известенъ своей критикой на 6-й сборникъ мадригаловъ Марка да Гальяно („Censure di Mutio Effirem etc.® 1623), въ которой онъ держится строго консервативной точки зрешя,— довольно странной для музыканта, близко стоявшаго къ Джезуальдо. Изъ собствен ныхъ композищй Э-а известны лишь немнопе мадригалы въ сборникахъ 1609—19 гг. См. еще Монтеверди, стр. 869. Эфъ, такъ называются два отверстия въ корпусе скрипки, въ виде буквы f (см.). Эхниено (Eximeno), Ahtohio, род. 1732; 1взуитъ, профессоръ математики при военной школе въ Сеговш; отправился, после изгнания 1езуитовъ изъ Испании, въ Римъ, где ум. 1798. Написалъ: „Dell’origine della musica colla storia del suo progresso, deca-denza e rinovazione“ (1774), сочянеше, направленное противъ „серой“ тео-рш; оно встречено было живымъ про-тестомъ, м. пр. со стороны падре Мартини „Dubbio di D. Antonio E. sopra il saggio fondamentale etc.“ (1775); дальнейшая возражения онъ отражалъ въ „Risposte al giudizio delle efeme-ridi di Roma etc.“ 2 первыхъ сочинешя переведены на испан. языкъ. Эхо, отражение, отголосокъ звука. Звуковыя водны распространяются по прямой линщ и отражаются плоскостями подъ темъ же угломъ, подъ которымъ ладаютъ на нихъ: поэтому, при услов!яхъ, которыя легко установить математически, бблыпая часть исходящихъ изъ даннаго зву- Эшманъ, чащаго тела (напр, поющаго или го-ворящаго человеческаго голоса) зву-ковыхъ лучей возвращается снова къ нему-же, такъ что по близости отъ него слышно отражеше перво-начальнаго звука. Само собою разумеется, что э. всегда слабее того зпука, отражешемъ котораго оно является.—Въ технической терминологии музык. композицш подъ э. разумеется повтореше короткой фразы съ уменьшенной силой тона. Пр1емъ этотъ былъ особенно излюбденъ въ инструментальной музыке 17-го века; имъ пользовались свыше меры какъудобнымъ средствомъ си м метр и-ческаго построешя, онъ встречается также уже въ вокальной музыке 16-го века. Зачастую з. появляется на октаву выше или ниже. У Бетховена въ несколькихъ местахъ встречается оригинальная игра эхообразными повторешями (сонаты ор. 81 и ор. 90). Въ оркестре эффектъ э. легко дости-жимъ посредствомъ разнообраз1я въ инструментовке) а въ болыпихъ ор-ганахъ для этой дели существуешь особая мануаль (Echowerk). Escha quell (eschiquier), с*. Фортв^ано. Echappement (франц., произн. эшапыан), ??-же что „репетищя“ въ фп.; double e. (double mouvement), двойная репе-тицзя,—усовершенствовало въ фп-номъ механизме, введенное 1823 С. ЭрарОМЪ ВЪ Париже (срв. ФортеШано). Echelle (франц., произн. эшэль), скйла, гамма (буквально лестница). Echiquier (d’Angleterre), см. Форта-nia&o. Эшманъ (Eschmann), 1) Юлхусъ Карлъ, 1825—1882; уважаемый швей-царскШ фп-ный педагогъ; жилъ сперва въ Касселе, а съ 1852 въ Цюрихе; издалъ превосходный „Wegweiser durch die Kiavierlitteratur“ (Цюрихъ 1879, 4-е изд. подъ ред. Ад. Рутгард-та, 1898), множество инструктивныхъ фп-ныхъ произведешь этюды, фп-ная школа (1-я часть: 1-й годъ обучешя; 2-я часть: 2-ой и З-ia годы), „100 Aphorismen“ изъ фп-ной педагогики, а также характерный пьесы, романсы, пьесы для скрипкисъфп.и пр.—2)Карлъ Э.-Дюмюръ (не смешивать съ предъ-идущимъ!), род. 1835; почтенный фп-ный учитель при музык. школе въ Лозанне, также издатель отличнаго путеводителя по фп-ной литературе (»Guide du jeune pianiste“, 2-е изд.