
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Эттингенъ. ЭТЮДЪ. 14S9 УэлльскШ послалъ его для дальней- ! шаго усовершенствоватя въ Италию. 17S3— 84 онъ учился въ Неаполе у Филиппа Чинкве и Гаэтано Латплла, потомъ у Моцарта, который былъ хо-рошаго мнешя о его таланте, и 1787 вернулся въ. Англш. 1795 онъ сделался органистомъ собора св. Павла, 1796 композиторомъ певческой ка* пеллы, 1821 органистомъ собственной короля Георга IV капеллы въ Брайтоне и 1836 органистомъ певческой капеллы. Э. былъ друженъ съ Мо-цартомъ и Мендельсономъ и является такимъ образомъ редкимъ звеномъ между этими двумя музык. натурами. Его композиторская деятельность распадается на два пер1ода; въ те-ченш перваго онъ посвящалъ себя преимущественно опере, въ теченШ втораго церковной музыке. Въ обе-ихъ областяхъ онъ усердно работалъ и достигъ успеховъ (19 оперъ, много антемовъ, Services и другихъ песнопений, а также фп-ныя сонаты и пр.). Э принадлежишь къ наиболее выдающимся англШскимъ композиторами Эттингенъ (Ottingen), Артуръ1оа-химъ фопь, род. 23 марта 1886 въ Дерпте, сынъ местнаго эредводителя дворянства; учился въ частной школе въ г. Феллипе и изучалъ сперва астрономш, а затемъ физику въ дерптскомъ университете (1853—58); 1859—62 продолжалъ свои занятхя физикой, физ!олог1ей и математикой въ Париже и Берлине и 1863 сдалъ эк-заменъ па приватъ-доцента физики при дерптскомъ университете. 1865 Э. назначенъ былъ экстраординар-нымъ, 1867 ординарнымъ профессо-ромъ физики, 1869 — 74 былъ секре-таремъ об-ва естествоиспытателей въ Дерите и съ 1877 состоитъ членомъ-корреспондентомъ Спб. академш на-укъ. 1894 стеснительныя изменешя въ университетскомъ уставе дерпт-скаго (юрьевскаго) университета побудили Э-а выйти въ отставку съ пенсией, и поселиться въ Лейпциге, где онъ читаетъ лекцш при университете. Этотъ почтенный ученый, составившей себе известность весьма ценными трудами, является вместе съ темъ и отличнымъ музыкаи-томъ (былъ председателемъ музык. кружка и дирижеромъ любительска-го оркестра въ Дерпте); его „Harmo- Риманъ. Г. Музык. словарь. niesystem in dualer Entwickelung“ (1866) представляетъ собой безпощад-ную критику многихъ музык.-теоре-тическихъ построений Гауптмана и Гельмгольца; въ тоже время книга эта заключаетъ въ себе счастливое сочеташе и дальнейшее развит воз-зрен1й обоихъ ученыхъ,и указываешь пути для дальней шаго построения новой xeopitT, стоящей въ тесной связи съ акустикой. Последователями Э-а въ дуалистическомъ обоснованш гар- МОШИ (срв. подъ Царлано) ЯВИЛИСЬ! О, Тюрлпнгсъ, О. ГостинскШ и въ особенности составитель этого словаря Г. Рпманъ. Этть, Каспаръ, 1788 — 1847; ученикъ I. Шлетта и I. Гратца въ мюнхенской семинарш, съ 1816 придв. органистъ тамъ-же. Э. исполнялъ много старянныхъ церковн. композиций, въ духе которыхъ писать и самъ (мессы съ орк. и безъ, несколько рек-в^емовъ, Miserere, Stabat Mater п пр.); напечатано лишь немногое (градуалы и „Cantica sacra in usum studiosae juventutis“, „Gesanglehre fur Schulen“ [вновь обработано Ф. Ригелемъ]); рукописи Э. (м. пр. учебникъ композицш) хранятся въ мюнхенской придв. библиотеке. (Срв. Haberl „Kirchen-Mus, Jahrbuch0 1891). Etoaffc (фран., пропан, этуффэ), заглу-шенно (длялитавръ, тарелокъ и тамтама— предписание заглушить звукъ немедленно после удара). Этюдъ, (франц. etude), собственно то-же. что эскизъ; однако въ настоящее время слову э. придаютъ въ музыке спещальное значен1е пьесы для техническаго упражнеп1я, — все равно, предназначена-ли эта пьеса для начинающихъ, или уже достиг-шихъ высокаго развитая виртуозности. Правда, ц^ая отрасль этюдной литературы разсчитана на публичное исполнеше и потому отличается большей значительностью содержания (концертный этюдъ), но и здесь также характернымъ отлп-чительнымъ признакомъ является нагроможден!е техническихъ трудностей. Обыкновонно въ э-е разрабатывается одинъ какой либо эле-ментъ техники (пассажи гаммами, арпеджхями, скачки, стаккато, поли-фоничесшя сочетан1я я т. п.) или же два - три родственныхъ элемента^; впрочемъ существуешь также много 94