
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1414 Шарль. Шарпантье. торжеств, увертюра, „Dorper-Tanzwei-se“ для хора и фп. и т. д.). Съ 1880 IIL жевать на скрипачка Ma pi а fine Стрезовой, которая также состоять учительницей при вышеназванной консерв.—2) Францъ Ксаве-р i й, братъ предъидущаго, отличный шаниетъ и известный композиторъ, род. 6 янв. 1850 въ Замтере. До окон* чатя академш Куллака жизнь его протекала также, какъ и жизнь его брата; до поступлешя въ академш онъ бралъ только частные уроки фп-вой игры. Специальными учителями его въ Берлин^ сделались Т. Кулдакъ (фп.) и Р. Вюрстъ (композиция). Тотчасъ по окончанш 3-лет-няго курса учешя въ академии Куллака Ш. получилъ 1868 при ней место преподавателя, 1869 выступидъ впервые съ концертомъ въ Singakademie въ кач. шаниста съ болыпимъ успехомъ и вскоре прюбрелъ известность многими дальнейшими концертами въ Берлине и другихъ боль-iPHXb городахъ; 1874 онъ отказался отъ преподавательской деятельности и съ техъ поръ концертировалъ почти во всехъ странахъ Европы. 1881 Ш. открылъ въ Берлине съ превосходными преподавательскими силами собственную консерваторш· (Фи-липпъ III., г-жа Ш.-Стрезова, Аль-бертъ Беккеръ, Ф. Рюферъ, I. Котекъ, О. Лесманъ, В. Лавггансъ, М. Рёдеръ, В. 1енсъ, А. Геннесъ и пр.). Въ 1893 консерватор1я Ш-и слилась съ консерв. Клиндворта (дирекц1я: Ф. HL, Г. Гольдшмидтъ [и Г. Генсъ, который однако скоро вышелъ изъ состава]). 1898 Ш. вернулся изъ Нью-)орка и снова вступилъ въ число директо-ровъ. Ш. занимаетъ почетное место также и въ кач. композитора. Его первый фп-ный концертъ (B-moll) ценится, по справедливости, высоко; кроме того следуетъ упомянуть: второй фн-ный концертъ ( C-moll ), 2 фп-ныхъ ????, фп-ный квартетъ, Bio-лончельную сонату, скрипичную сонату, 2 фп-ныхъ сонаты и много мед-кихъ фп-ныхъ пьесъ (польские танцы и пр.). Опера Ш-и „ Mataswintha “ была поставлена 1897 въ Нью-1орке (также и въ Веймаре). Композицш Ш-и отличаются нервностью, зажигательной ритмикой и интересной гармотей; часто заметенъ въ нихъ польский национальный элементъ Шарль (Charles), М., см. Хопь. Шарманка (нем. Drehorgel), небольшой переносный органчикъ съ закрытыми трубами или даже только съ язычками. Вращешя рукоятки достаточно не только для нагнетания воздуха, но и для игры на ш-е; рукоятка приводить въ движете усеянный штифтиками валъ пли, въ последнее время, также усеянный от-верст1ями кругъ (потный листъ), который открываешь вентили къ трубка мъ, Срв. Механическ!© музык. инструменты. Нередко ш. снабжается также тре-молирующимъ приспособлетемъ, которое делаетъ тонъ дрерывистымъ, дрожащимъ (Wimmerorgel), Ш,—излюбленный инструментъ странству-ющихъ нищихъ-музыкантовъ и по-' чти вытеснила собой старинную „малороссийскую лиру“ (см.). Срв. Варгань (Добавление). Sharp, англ., произн. шэрп (см.). Шарпантье (Charpentier), 1)М ар къ Антуанъ, род. 1634 въ Париже, ум. тамъ-же 24 февр. 1704, выдагощШся франц. композиторъ, ученикъ Кари-ссими въ Риме, капельмейстеръ ie-зуитской коллегш, и подъ конецъ Ste. Chapelle, ошибочно возведенный Фетисомъ въ оперные композиторы и конкуренты Люлли. По изследова-шямъ Мишеля Брене Ш. вообще написалъ* всего только 2 оперы („Acis et Galathee“ 1678-и „Medee“ 1694) и музыку къ несколькимъ драмамъ Мольера и Корнеля и др. (увертюры, балеты, хоры). Напечатаны только его „Airs de la comedie de Circe" (съ генералбасомъ, ] 676 y Баллара), партитура онеры „Medee“ (1674, у Баллара) и (посмертн.) „Motetz raelez de symphonies“ (1709, Парижъ, Ж. Эдуаръ). Зато его произведетя, сохранившаяся въ рукописи, заполня-ютъ 28 томовъ in folio и несколько картоновъ въ парижской нащональ-ной библиотеке; оне доказывайте, что центръ тяжести творчества Ш.— въ области церковной композицш (8 мессъ, 30 псалмовъ съ орк., Те De-шп’ы, Magnificats, Tenebrae-lectiones, мотеты, 18 ораторШ въ стиле Ка-риссими, 6 кантатъ съ латинс. тек-стомъ и рядъ инструментальныхъ произведен^*). Выше всего стоятъ ораторш Ш.; его ,|Отречете апост.; Петра" (Le reniement de St. Pierre) было недавно исполнено съ боль*