
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1338 Церковные лады. и заключительному тону. ДревнВД-mie западные писатели, трактующее о ц-хъ л-хъ (Флаккъ Алкупнъ въ 8-мъ в*к*, Аврел1анъ Реомепсглй въ 9-мъ в*к*), ничего не знаютъ о связи этихъ ладовъ съ греческой музыкой и даютъ имъ просто нумерацш либо съ 1-го по 8-й ладъ, либо разделяя на автевтичесте (съ 1-го по 4-й) и плагальные (съ 1-го но 4-й) лады ( см. нпже ). Напротивъ того въ изложе-пш сочинешй византШскихъ музык. писателей, въ особенности Вргеишя (см.) сохранились сл*ды преобразо-ван!я античной системы въ средневековую. Въ бол’Ье древнюю эпоху византШская церковь различала также 4 ц-хъ л-а (???:, гласы), но располагала ихъ сверху внизъ: 1-й ладъ («)=g—g' 2-й ладъ (?)=f—f 3-й ладъ (т)=е—е' 4-й ладъ (Sj=d—d' Плагальвыс-же лады этихъ 4 глав-ныхъ ц-хъ л-въ были расположены, подобно античнымъ ладамъ съ приставкой „гипо-% на квинту (не кварту) ниже автеетическихъ: 1-й плагальный=с—с' 2-й плагальный—H—h 3-й плагальный=А—а 4-й плагальный=в—g Четвертый плагальный ладъ этой 'бол*е древней византШской системы нм*лъ въ основаиш своемъ тотътонъ, который на Запад* со временъ Одо изъ Клюньи обозначался гаммой (Г) и считался нсобходимымъ въ ниж-немъ регистр*, несмотря на то, что сам^1й низкий плагальный ладъ западной системы (см. ниже) спускался всего только до А (въ старинныхъ Codices до появления названия Г онъ называется также Quintus primo [!]). Римапъ въ своемъ сочиненш „Die ????????? der byzantinischen liturgischen Notation“ (отчеты Мюнхенской академш наукь, 1882, II, 1) доказалъ съ достаточной в*роятностью, что древн*йшая византШская система ц-хъ л-въ преобразовалась такимъ образом!» изъ древнегреческой, что сначала были совершенно отброшены хроматизмъ и энгармонизмъ и изъ основныхъ тоновъ наибол*е суще-ственныхъ трансиозищониыхъ гаммъ ( ДОрШсКОЙ, фрИПЙСКОЙ, ЛИД1ЙСК0Й, МИКС0ЛИД1ЙСК0Й, ГИПОДОР1ЙСКОЙ, ги- пофрипйекой и гиполидШской) обра- зована была новая д1атоническая основная гамма. Начальны# буквы древпихъ назвашй были в*роятно сначала поставлены ввид* пом*тъ (мартлрШ) при новомъ обозначена ладовъ первыми буквами греческаго алфавита ( которое приписывается св. Амвросно),но удержались вплоть до новогреческаго нотнаго письма. На Запад* появляется (сколько намъ изв*стно, впервые въ 10-мъ в*к*, сл*довательно гораздо позже Амврос1я) вотное письмо, которое прим*няетъ первыя буквы латинскаго алфавита въ томъ-же значенш (срв. Буквенное тонописашв). а именно (х/2 обозначаетъ шагъ на полутонъ): ABCV2DEFGV2A Рядъ этотъ равняется нагаимъ с d е f g a h с7; древн*йшее визаитхйское нотпое письмо было “Эт1/* « или со слогами сольфеджировашя ж А Всю ?? ?? ?? ?? vH. Зпачеше буквенныхъ назваи1й передвинулось на Запад* впосл*дствш па терщю внизъ, въ Византш на ступень вверхъ, т. е. а сд*лалось = нашему d, т. е. основному тону 1-го церковнаго лада поздн*йшаго порядка, который взять съ западнаго. BpieHHift при-водитъ также номенклатуру визан-тШскихъ ц-хъ л-въ древн*йшаго порядка съ назвашями античпыхъ гре-ческихъ ладовъ; въ ней ц. л, носитъ назваше, которое, какъ показываютъ разстояшя, соотв*тствуетъ той античной транспозищонной гамм*, в а основномъ тон* коей онъ покоится (с—с' дор1йской, d — d'фригхйской, e—е' лид1йской, f—V миксолид1йской и пр.). Подобная, но только хуже мотивированная перестановка значев1я назвашй произошла также и на Запад* (впервые у автора „Alia musical,—сочинешя, напечатан наго у Герберта Script. I подъ именемъ Гук-бальда), всл*дств1е того что превратно поняли одно м*сто изъ Птолемея, и ошибочно отнесли къ древне-греческимъ октавамъ то, что онъ говорить о разниц* въ высот* io-новъ транспозищонныхъ гаммъ. Къ западнымъ церковнымъ ладамъ относятся: 1) Первый ц. л. или первый автентическ1й (authentus protus) DE F G a O с d ( ваше d e f g a h с' d'), поздн*ё названный дор^йскимъ