
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1376 Хордометръ. употреблении ас только для сугцество-вавшихъ рапьше, но и для новыхъ мелодШ. X· п п. представляетъ собой ничто пвое какъ положенное ва л и н i гг невменное письмо (см.) съ нисколько более яснымъ опреде-лешеыъ требуемой высоты тоиа по-срсдствомъ отчетливо выраженпыхъ; потныхъ знаковъ: ¦=Arirga, ¦ и ¦== точке ( пу и 1сту ), a figura obliqua или х) обозпачаетъ два тона, одипъ вначале, а другой въ конце вязки. Ошибочныя попытки вычитать изъ потныхъ знаковъ х-го н-ro н-а ритмичесшя длительности долгое время препятствовали правильному чтению среднев'Ьковыхъ потац1й, и при томъ не только церковн ыхъ, но п свет-скихъ- Въ наст, время все более и болЬе укрепляется уб'Ьждеше, что ритмъ (тактъ) всехъ мелодШ, запи-санныхъ х-мъ в мъ п-мъ (секвенцщ, гимны, песни трубадуровъ п минне-зингеровъ и пр.) вполне зависитъ отъ текста и что все группировки и отъ въ этихъ нотащяхъ (лигатуры и конъюнктуры) представляютъ собой ничто иное какъ мелизмы, колоратуры, которыя должны исполняться соответственно быстрее. Срв. Ant, Restori „Per la storia dei trovatori provenzalt“ (Rivista musicale 1895 — 96), P. Runge „Die Sangesweisen der Col-marer Handschrift“ (1896)/ Riemann „Die Melodik der Minnesanger“ („Musikal. Wochenblatt 1897) и Bernoulli „Die Choralnotenschriffc bei Hymnen und Sequenzen“ (1898) и Holz-Saran-Bernouilii „Die Jenaer Liederhand -schrift“ (2 т.. 1901). Хордоиетръ (греч., „струномеръ“), простой инструментъ для нзмерешя толщины струнъ. Chorea („хороводъ4, отъ греч. ?????), ??-же что аллеманда (chorea germanica у М. Реймана 159S) или павана (В. де Друзпна 1556); встречается повидимому впервые у Роберта де Гэндло (1326, подъ назвашемъ Corea). Choreaviim moliiorum collectanea (Recueil de danseries), сборникъ 4-глсн. танцовъ (падуаны, гальярды, алле-манды, branles, pass’e mezzi и пр.), изданный П- Фалезе въ Антверпене (1583). Хореография (греч.. букв, „танцо-вальное письмо“), записывание танцовъ посредствомъ условныхъ обоз-начен1й па и эволюций. Впервые х. применена была Ар б о (см.), который назвалъ ее „orchesographie“. Самое назваше х. ввели Лефелье и Бошанъ. Хористы-мальчики (нем. Chorknaben, Kapellknaben, франц. enfants de choeur), такъ называются мальчики, нриннмаюние участ1е въ ueiriu вокальной капеллы (см. Капелла). Въ боль-шпхъ капелл ахъ они пользуются обыкновенно полнымъ паесюномъ и получаготъ основательное музык. образоваше; мнопе выдашщ!еся композиторы начали свою карьеру въ кач. х-въ-м-въ. Въ Poccin х-мъ м-мъ соответствуют певчее - мальчики (ш. П'Ьвч1в, Капелла придворная, Синодальное уча ЛПШ.О). Хоровая Бвига, см. Голосовыя кнпгп сра. также Партитура. Хороводъ, такъ называется въ Be* лнкороссш и Малороссии игра-пляска съ нешемъ. Этимолопя слова ука-зываетъ какъ-бы на гречески! коревь, но у южныхъ славянъ, более близкнхъ къ грекамъ, х. называется „коло“.Въ Великоруссш „водятъ“ х-ы во всякое время года, въ Мало poccin главиымъ образомъ весной (на Пасхе). Въ х-е неразрывно соединены элементы песни, пляски и драматическаго дед-ств!я; содержашемъ ихъ является или символизац1я явлешй природы, или нодражаше важнымъ актамъ обыденной жизни (сватанье, бракъ, земледельческая работы). Песни которые поются въ х-е. называются хороводными. Хоровой тонъ, „хортонъ“(нем. Clior-ton или Kapeliton;хоровой строй),такъ называется существовавшая раньше нормировка абсолютной высоты тона для хоровъ, въ противоположность къ такой-же нормировке инструментальной музыки (камерный тонъ, камер-тонъ). Оба эти тона неоднократно колебались; М. Преторхусъ совершенно неправильно называетъ более высо-К1й строй камертономъ, а бол Ье низ-юй хоровымътономъ(Претор1усъ приводить норму х-го т-а въ 424, а ка-мертонъ [служивпий для строя цер-ковныхъ оргаповъ въ его время] въ 567 двойныхъ колебашй). Срв. Ellis „History of musical pitch“ (1880 —8L). Хоровыя общества, CM. Общества му-зыкал ышя, Ладертафвль, Орфе онъ. Хор ОНЪ, см. Коронъ. Хоръ (греч. ?????), 1) въ греческой трагедш классическаго пер1ода такъ