
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Хоралъ обработанный. 50 псалмовъ въ перевод* Maро снабжены были мелод1ями JI. Буржуа (1545), которыя впосл*дств1и Клодъ Гудимель (см.) положилъ на 4 голоса: его примеру последовали Гпльомъ Франъ и Клоде нл> Лёжёнъ. Въ англШ-ской епископальной церкви хоральный п*сноп*шя также появились еще втечете 16-го в*ка (одно- и многоголосные псалмы (см. Мербеке и Дэмонъ). Хоралъ обработанный — хоралъ, контрапунктическиразработанеый либо въ простомъ сложенш нота про-тивъ ноты (па 4 и бол*е голосовъ), либо со свободными фигуращями во многихъ или вс*хъ голосахъ (при чемъ хоралъ играетъ роль can tus fimus’a,—фигур ированный хоралъ). либо съ ’канонообразпыми проведениями самой хбральной мело-дш или свободныхъ голосовъ (хоральный канонъ), либо накоаецъ въ форм* фуги (хоральная фуга, фугированный хоралъ). Посл*дняя опять таки можетъ быть двухъ ви-довъ: либо фуга на хорал*, играю-щемъ роль cantus firmus'a, либо строки самого хорала въ фугированномъ изложенш. Вс* формы х-ной об-ки встр*чаются какъ въ вокальныхъ, такъ и инструментальныхъ сочине-шяхъ. Фпгурированный хоралъ съ cantus fermHs’oMb удобенъ для ор-ганнаго сопровождения п*нш всей общипы, но еще чаще прим*нялся въ кач. прелюд1и къ хоралу. Величай шимъ мастеромъ х-ой об-ки былъ 1ог. Себ. Бахъ. Хорпдьная книга (н*м. Choralbuch), сборникъ хораловъ, большей частью въ простой, 4-глсной обработк*, состоящей изъ текстовъ съ мелод1ями или-же изъ однихъ только мелодий съ цифрованнымъ басомъ, для поль-зовашя органистовъ при сопровождении п*нио всей общипой въ протестантской церкви. Самое назваше Ch. встр*чается впервые ок. 1692, однако уже „Geystlich Gesangk-Buchlein“ I. Вальтера (1524) сл*дуетъ причислить къ сборникамъ хораловъ. Вплоть до середины 18-го в*ка молитвенниками (Gesangbuch) пользовались въ кач. сборниковъ хораловъ, причемъ надъ текстомъ церковныхъ п*сенъ печатались мелодш съ цифрованнымъ басомъ. Самымъ объемистымъ сборни-комъ хораловъ въ 18-мъ в*к* былъ ^Harmonische Liederschatz“ lor. Балы. Хоральное Hofnoe йисьмо. 1375 Кёнига (1-е изд. 1738, 2-е 1776: 2000 хораловъ къ 9000 п*сяямъ). Зат*мъ значеше им*ютъ сборники Долеса (1785), I. Хр. Кюнау (1786), 1. Ад. Тиллера (1793), Э- Г. Умбрейта (1811"), Шихта (1819), I. Хр. Т. Ринка (1829), К. Ф. Бекера US44), Эрка( 1863), Каде (1869), Якобн и Рихтера (1S7U) и I. Файста (1876); Въ Pocciii пользуется популярностью сборникъ Штиля „Choralbuch zum Gebrauche f. evangel. Gemeinden in Russland“. Хоральное нотное инсьмо,—такъна-зывается, въ противоположность мензуральному нот в о му письму, способъ нотпровашя, прпм*иявппйея къ гри-горханскому хоралу (франц. plain-chant) и не передававший ритма мелодш, а только нзм*пен'ш въ высот* ея тоновъ. X. н. п. сохранилось въ двухъ формахъ, совершенно тождествен ныхъ по смыслу, а именно въ вид* .готическаго и романскаго х-го н-го п-а. Готическая (п*мецкая) „хоральная нота“ строго сохранила формы древнпхъ невмъ (см.), сд*лавъ ихъ только бол*е грубымп и угловатыми, въ стил* самого готическаго письма; главные знаки ея: f ** р (гвозде- и подковообразное письмо). Въ романскомъ или итальянскомъ х-мъ н-мъ п-* вс* ноты имЬютъ квадратную форму ¦ всл*дств1с чего его называли также „ квадратной нотой“,—nota quadrata Hanquadrlquavta. Только фигуры, соответствующая vir-ga съ предшествующими или посл*- дующими точками и им*- ютъ ромбовидную нотную форму вм*-сто квадратной; кром* того, сое-динеше двухъ нотъ въ одинъ наискось расположенный корлусъ со-отв*тственно форм* соединен ныхъ невмъ также иредставляетъ собой исключеше изъ общаго правила. Съ мензуральными длительностями нотъ longa, brevis и semibrevis знаки х-го н-го п-а (также и романскаго) не им*ютъ ничего общаго, не смотря на сходство формы. Д*ло въ томъ, что возникшая въ 12-мг в*к* мензуральная музыка, исходя изъ npi-обр*вшихъ уже квадратную форму нотныхъ знаковъ х-го н-го п-а, придала имъ однако опред*ленное ритмическое значеше, что конечно нисколько не повл1яло на самое х. н. п.; ¦посл*днее еще долго оставалось въ