
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1374 Хоралъ, л-fee свободную структуру в исполняли надъ х-мъ разнообразно изукрашенное irtuic. Такимъ образомъ постепенно привыкли видЪть въ х-Ъ окаменелый оетовъ, который контрапунктисты облекали мясомъ и кровью оживлйипыхъ голосовъ. Большая часть богатой музык литературы 12—15-го в'Вковъ построена на те-иорЪ изъ cantus plunus'a, да и по cie время церковные композиторы часто кладутъ въ осповаше своихъ произведен! й хоральиые мотивы. Изъ богатой литературы о католическомъ х-Ъ пазовемъ только наиболее важаыя но-вЪйипя работы: Haberl „Magister cho-ralisw(ll-e изд.), Kienle „Choralscbule“ (3-е изд. 1890), Kornmuller „Lexikon der kirchlichen Tonkunst“ (2-е изд. 1891), Pothier „Les melodies Gregoriennes“ (1880, п'Ьм. перев. Kienle „Der gregorianische Choral“ 1881), Meister-Baumker „Das katholische deutsche Kirchenlied in seinen Singweisen“ (Зт. 1883—91), Schlecht „Geschichte der Kirchenmusik“ (1871), R. Molitor „Die nach-tridentmisebe Choralreform zu Rom“ (2 т., 1901—2), Pet. Wagner „Einfuhrung in die gregorianischen Melodien“ (1901) и на первомъ м'Ьст'Ь работы Мокеро „Paleographie musicale“ (см.; срв. также Гударъ, Дешевранъ, Истор1я музыки, Царковаая музыка, Неаыы, Органумь, Фо-бурдоаъ, Дпскантъ, Месса, Мотеть- Секвенщя и т. д.). 2) Протестантсюй х. ямЪетъ исто-piK> совершенно сходную съ католическими Когда понадобилось создать для молодой реформированной церкви пЪснопЪшя, отрЪшивппяся отъ оцЪпен'Ьлой римской догмы, Лютеръ взялъ народную иёсню и находив-ппяся въ то время въ полномъ рас-ЦВ'ЬТ'Ь многоголосныя композицш для пЪшя въ ыародномъ дух'Ь (Frische Liedlein " и пр. ) и перенесъ ихъ прямо въ церковь, снабдивъ духов-нымъ текстомъ. Хотя некоторые х-ы, напр. „Ein’ feste Burg“, и были написаны спещально для церкви, но въ духЪ народной пёсни, да и текстъ ихъ состоялъ — подобно той же n-fcc-ни—изъ двухъ строфъ и заключешя. Заимствованы были также нисколько католическихъ гимновъ подобна-го характера. ВсЪ эти х-ы им?ли рельефную ритмику, но мало-ло-малу кристаллизовались, подобно григо-piaHCKOMy n-fcHiro въ рядъ тоновъ одинаковой длительности. ВсЪ попытки воскрсспть ритмй^есюй х. до спхъ поръ не удавались. Въ разрушении ритма х-овъ виноваты, повндпмому, опять-таки контрапунктисты, на этотъ разъ нЪмецк1С органисты., которые, подобно прежвимъ п ьвцамъ капеллы! сделались главными представителя-мп композицш. То обстоятельство, что еще втечете 16-го вЪка община начала принимать участ!е въ иЪши х-овъ, особеапо въ церквахг. не дер-жавшпхъ спещальнаго хора пЪв-чихъ,—могло также существенно по· вл'шть па TOj чтобы мслод!я получила конструкций, д-Ьлающую ее пригодной для eoBMliCTnaro пЪшя цЬлой толпой; но поскольку замедлялась сама мелодия п утрачивалось разнообразие ритма, постольку возрастала потребность въ бол'Ье оживленпомъ сопровождении, и вотъ почему фигу-раЦ1Я ХОралОБЪ (см. Хоралъ обработанлый) уже въ 17-мъ ????> развилась до большой утонченности. Относительно возни кнове ni я протестантскаго х-а и его развит срв. Winterfeld „Der evangelische Kirchengesang“ (1813—47, 3 т.), затемъ Wolfrum „Die Entstehung und erste Entwickelung des deutschen evangelischen Kirchenliedes in musikal. Beziehung“ (1890). Изъ протестантски хъ композпторовъ, которые особенно обогатили сокровищницу церковныхъ н1>-сенъ (х-въ), слЪдуетъ выделить: Лютера, 1оганна Вальтера, Георга Рау, Мартина Агрйколу. Ник. Зельнекке-ра, 1оганна Эккарда, Эргардта Бо-деншатца, Мельхиора Франка, Генриха Альберта, Томаса Зелле, 1ог. Ро-зенмюллера, 1ог. Крюгера, Георга Ней-марка, Андр. Гаммерпшидта, 1ог. Руд. Але, 1ог. Герм. Шейна и I. С. Баха. Срв. Tucher „Schatz des evangelischen Kirchengesangs im ersten Jahrhundert der Reformation“ (1848, 2 т.), J. Zahn „Die Melodien der deutschen evangelischen Kirche aus den Quellen geschopft“ (1887—93), Koch „Geschichte des Kirchenliedes und Kirchengesanges" (3-е изд. 8 т. 1866—76), Fischer „Kircnenlieder-Lexikon“ (1879, дополн. 1886), Schoberlein, „Schatz des liturgischen Chor-und Gemeindegesanges“ (3 т. 1865—72) nKummerle „Encyklo-padie der evangelischen Kirchenmusik“ (3 т., 1883—93). Въ реформатской церкви хоральное пЪше появилось значительно позже ч?мъ въ лютеранской и притомъ сперва въ Швейцарии. гдЪ