
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Смычковые инструменты 1197 Не смотря на то, что надъ этими инструментами такъ много лицъ ломало себ* головы, вс* они заслужили только репутацш музык. курьеза. Комбкващей с-го фп. съ обыкновен-нымъ фп, былъ Bogenhammerklavier Карла Грейнера (1779). ^ Унычковые инструменты (см. Струн-яые инструменты). Въ настоящее время единственно употребляемые въ европейской художественной музык* с. и., скрипка, альтъ, вкшончель и контрабасъ представляютъ собой конечный результатъ можетъ быть тыся-чел*тняго медленнаго развитая.. Вс* они построены по одному принципу, что можно усмотреть уже изъ б*г-лаго взгляда на ихъ ввинтя очер-ташя. Эта структура, наиболее бла-гопр1Ятствующал благородству и полнот* тона, была изобретена приблизительно въ начал* 16-го в*ка, сначала для скрипки, а зат*мъ постепенно перенесена на бол*е крупные виды с-хъ и-въ, такъ что вюлончель, альтъ и контрабасъ значительно позже выт*снили бол*е старинные с. и., называвпиеся в i о л а м и (viola da braccio, viola da gamba и violon e), см. скрипка. Степень древности с-хъ и-въ о пред* лить трудно; во всякомъ слу-ча* н*ть никакихъ доказательствъ, которыя давали бы возможность отнести происхождение ихъ къ древ-н*йшей эпох*. Пока еще не найдено ни одного памятника дописьменнаго времени, содержащаго изображение какого либо смычковаго инструмента. Обыкновенно считаютъ Востокъ колыбелью с-хъ и-въ; однако это общепринятое предположено обосновано довольно слабо, а именно т*мъ, что арабскхе музык. писатели 14-го в*ка (см. Арабы) знакомы съ с-ми и-ми ребабъ или эрбебъ и кеманче. Не смотря на то, что ничто не указываешь на бол*е древнее существоваше этихъ инструментовъ у арабовъ, вывели отсюда заключен!е, что Западъ леренялъ ихъ у арабовъ поел* по-корешя Испаши; между т*мъ, съ другой стороны им*ются въ боль-шомъ количеств* доказательства того, что на Запад* инструменты этого рода были изв*стны съ 9-го в*ка, если не раньше, (см. Кротга). Въ 11— 12-мъ в*к* существовало уже сов-м*стно н*сколько различныхъ ви-довъ с-хъ и-въ. Если рубеба, ру- белда или еще бол*е древняя ребека можетъ происходить отъ араб-скаго ребаба (отрицать это конечно нельзя), то разв* не столь-же возможно прямо противоположное предположение? Втечете н*сколькихъ сто-л*тхй существовали параллельно дв* принцишадьно различныя формы с-хъ и-въ, изъ коихъ (в*роятно менее· древняя) та, у которой былъ плоск1й резонансный ящикъ, вела происхож-деше отъ кротты, а другая, съ мандо-линообразнымъ, выпяченнымъ дномъ (древнен*мецкая Fidula), была вероятно гермапскаго происхождения. Возможно также, что въ своеобразному вероятно первоначально н*-мецкомъ инструмент*, сохранившемся почти до нашего времени,—трум-шейг* (см,), удержалась первобытная форма с-хъ и-въ. Правда, св*д*-нгя о немъ не заходятъ раньше 15-го в*ка. Раннее появленхелиры (Dreh-leier) также говоритъ въ пользу за-паднаго происхожденхя с-хъ и-въ. Древн*йш1е с-ые и-ы были безъ ладовъ (см. Ребекъ н В^елда); лады ПОЯВ* ляются лишь около того времени, когда начала распространяться на Запад* лютня, ввезенная, какъ доказано, арабами т. е. въ 14-мъ в*к*; къ тому-же времени относятся ився-каго рода друпя перем*ны во вн*ш-немъ вид* с-хъ и-въ, обнаруживаются вл1яте лютни (большое число СТруНЪ, розетка, срв. Лютяевыя скрипки) и даже представлявтхя собой несом-н*нный шагъ назадъ (розетка, напр, препятствовала образованш сильнаго ТОНа, срв. ????????? звуковое). Въ 15-МЪ до 16-го в*ка распространены были различные виды болыпихъ и малень-кихъ жигъ, изъ коихъ лишь незначительная часть могла предъявлять претензш на продолжительное существование и которыя вс* были вытеснены скрипичными инструментами . Въ объяснете такого разнообра-зхя вн*щнихъ очертатй старинныхъ с-хъ и-въ, можно указать еще на то, что боковые выр*зы были необходимы для т*хъ изъ нихъ, у которыхъ было большое число струнъ (бол*е 3) и всл*дств1е этого бол*е высокхй сводъ подставки; въ увеличеши бо-ковыхъ выр*зовъ дошли до того, что подконецъ понадобилось изготовлять инструменты, резонансный ящикъ коихъ им*лъ форму буквы X.