
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
$66 Orgue expressif. Orgue expressif (франц., произн. opr; нем. Expressivorgel), „органъ съ экс-npecci ей л, см. Гармойумъ. Оргени, Аглая (анаграмматиче-, ская сценическая фамилия Анны Ма-piii Аглаи фонъ Гёргеръ St. Jorgen), отличная колоратурная певица, род, 1843 близь Тисменицы въ Самбор-скомъ округе (Галищя), ученица г-жи В1ардо-ГарС1а въ Баденъ-Баден'Ь, въ 1865—66 имела ангажементъ въ берлинской придв. опере, впоследствш совершала много гастрольныхъ тур-нэ, а съ 1886 состоитъ учительницей пешя при дрезденской консерваторш. Орда, Н ап оле онъ,—польский nia-нистъ, выдвинувшийся после 1831. Изданы также его фп-иыя сочипешя (альбомъ фп-ныхъ пьесъ, 1838). Орденштейнъ ( Ordenstein ), Г е н-р и X ъ, род. 7 яив. 1?56 '»ъ Вормсе, 1871 — 75 ученыкъ лейпцигской кон-серв. (Рейнеке, Ядаесонъ, Рихтеръ); после концертнаго турнэ поселился въ Париже, 1878 концертировалъ въ Лейпциге (фп-ный концертъ D-moll Рубинштейна), въ 1879—81 былъ учи-телемъ музыки въ Карлсруэ, 1881— 82 преподавателемъ академш Куллака въ Берлине, продолжая въ свободное4 время концертировать. Въ 1884 О. основалъ консерваторш въ Карлсруэ, достигшую съ техъ поръ болыпаго процветания (срв. Консерваторш). Въ еже-годныхъ отчетахъ этой консерв. помещены ценныя статьи 0-па, Ст. Креля и др. Ordre (франц.), порядокъ, рядъ; тоже что сюита (у Куперена). Оригинальная композита, см. Арран- жвровка. Оркестр1онъ — назваше, данное впервые аббатомъ Фоглеромъ (сы.) своему комнатному органу, сопровождавшему его въ путешеств!яхъ; въ наст, время подъ о-мъ разумеютъ механически музык. инструментъ (изобретенный Фр. Т. Кауфманомъ) съ сильными язычковыми голосами, которые, при помощи металлическихъ корпусовъ разнообразной формы, довольно хорошо подражаютъ оркестро-вымъ духовымъ инструментамъ и въ большинстве случаевъ замевяютъ въ ресторанахъ и трактирахъ настояпцй Оркестръ. Срв. Аполлошгконь и Паасимфо-аяконъ. Оркестровка, оркестровать, см. Инструментовка. Оркестръ. Оркестръ (греч. ???????? „место для танцовъ“). О-мъ въ театре древ-нихъ грековъ называлась ближайшая къ публике часть [сцены, та именно, где находился хоръ. При первыхъ попыткахъ возстановлешя античной трагедш, которыя, какъ известно , породили художественную форму оперы (см,), назваше это 'перешло къ тому месту, которое заняли сопровождавппе nenie ‘инструментальные музыканты (между сценой и публикой), и наконецъ къ самому комплекту этихъ музыкантовъ. Вцро-чемъ, при первыхъ музыкально-дра-матическихъ опытахъ Флорентинцовъ ( см. Барди ), аккомпаньяторы помещались за кулисами к такимъ обра-зомъ оставались невидимы для публики (подобно тому какъ и теперь при оркестре опущенномъ внизъ, какъ того требуегь Вагнеръ); но звукъ инструментовъ слишкомъ заглушался при такомъ устройстве, и мы вправе предполагать, что съ от-крьшемъ перваго публичнаго опер-наго театра (Венешя 1637) оркестрав-товъ стали помещать передъ сценой. Въ настоящее время всякая крупная группа инструментальныхъ музыкантовъ, соединенная для исполнения инструментальныхъ произведений, или вокал*ьныхъ произведений съ инструментальнымъ сопровождеш-емъ,—называется о-мъ и различается по своему составу на: струнный о. ( изъ однихъ смычковыхъ инструментовъ), духовой о. (изъ однихъ духовыхъ инструментовъ) и еще более спещальный медный о. или хоръ [см.] (франц. fanfare). О., составленный изъ духовыхъ и ударныхъ инструментовъ называютъ воеа-нымъ о-мъ или янычарской (турецкой) музыкой. Полный о. содержитъ въ себе струнные, духовые и ударные инструменты и мо-жетъ быть либо большимъ, либо малымъ. Малый о. состоитъ, кроме струннаго квинтета (1-я и 2-я скрипки, альты, вшлончели и контрабасы), изъ 2 флейтъ, 2 гобоевъ, 2 кларне-товъ, 2 фаготовъ, 2 валторнъ, 2 трубъ и 2 литавръ (которыя иногда и отсутствуют^; какое обилге разнообраз-ныхъ звуковьтхъ красокъ можно получить съ этими скромными средствами, достаточно доказываютъ сим-фоши Гайдна, Моцарта и Бетховена.