
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
OpraHb. 965 безъ него. До наеъ дошло греческое -описаше о-a императора КЫана Отступника (4-й векъ), другое у Kaccio-.дора (въ объяснены къ 150-му псал-мул третье у св. Августина (къ псалму 56, XV*I); они сообщаютъ интерес-ныя подробности. Кроме того несколько древнихъ изображений (рель-ефныхъ) доказываютъ, что о. былъ известенъ па Западе еще раньше чемъ императоръ Константинъ Ко-пронимъ въ 757 прислалъ о. въ по-дарокъ королю Пиппину. Эти древше о-вы были очень малы и имели обыкновенно только 8, самое большое 15 трубъ (1—2 октавы Д1 атонически), который были совершенно одинаковы по конструкши съ современными трубами привципаля, но изготовлялись первоначально изъ меди или бронзы. Втечеше 9-го века эти маленьше о-ы, повидимому, весьма усердно изготовлялись монахами, особенно въ Гер-манш и Францш; инструменты эти применялись при обученхи пенно,объ-емъ ихъ былъ отъ е до с' (самая длинная труба—4 футовъ).Клав1атура состояла изъ вертикалъныхъ дере-вянвыхъ дощечекъ, на которыхъ написал ы были буквенныя названая т новъ (ABCDEFGA); играющШ откры-валъ достуиъ струе во^уха посредствомъ откидыванш этихъ дощечекъ; труба при этомъ продолжала звучать до техъ поръ, пока онъ не привод ил ъ дощечку въ прежнее положеше (срв. статью Римана: „Orgelbau im fruhen Mittelalterвъ „Allgem. musikal. Zeitung“, 1879 № 4 — 6). Около 980 въ Винчестере уже существовалъ о. съ 400 трубами и 2 клав!атурами, на которыхъ играли два органиста (каждая клавиатура въ 20 клавншъ [объ-емъ Гвидонова монохорда] съ 10 трубами на каждую клавишу и съ гораздо болыпимъ комплектомъ для октавы и двойной октавы). О миксту-рахъ въ то время, однако, еще ничего не знали. Разделеше трубъ по регистрамъ произошло, повидимому, зъ 12-мъ веке. 0-ны съ 4-го по 11-й векъ отличались вееьма легкимъ туше (ударомъ); после же введешя «ложнаго механизма, обусловленнаго увеличешемъ инструмента до гран-дюзныхъ размеровъ въ 13 — 14-мъ зеке, туше сделалось, напротивъ, ¦настолько тяжелымъ, что приходилось нажимать клавиши ударомъ ку- лака или надавливая локтемъ. Введете язычковыхъ голосовъ (Scbnarr-werke) последовало въ 15-мъ веке; изо -бретеше педали—около 1325, въ Гер-манш. Относительно употреблявша-гося втечете многихъ столет1й свое-образнаго нотнаго письма для о-а, см. Табулатура. Знаменитые строители органовъ, стараго и новаго времени: Исайя Компешусъ, Арпъ Шницкеръ, Захария Гильдебрандъ, сем. Трампе-ли, сем. Зильберманъ, Герипгъ, Крис-мапъ, Гаспарини, Доблэнъ-Каллине, Кавалье-Колль, Шульце, Бухгольцъ, Мерклинъ и Шютце, Ладегастъ, Валь-керъ, Рейбке, Маурахеръ, Вейгле, Гопъ-Джонсъ и др. Выдающееся мастера органной игры и композищи для о-a: Ландино, Пауманъ, Шликъ, Бусъ, Бертольдо, Луццаски, Гвами, Маскера, Еаикьери, Йайксъ, Меруло, Кабезонъ, Фрескобалъди, Грилло, Ан-теньяти, Фробергеръ, Букстегуде, Свеелинкъ, Пахельбель, Рейнкенъ, Шейдтъ, Шейдеманъ, Г. Г. Ниверъ, семейство Куперенъ, сем. Бахъ, Мар-шаиъ, Шрётеръ, Тюркъ, Киттель, Кнехтъ, Ринкъ, Фоглеръ, Фирлингъ, Сежанъ, Серасси, Баст’1ансъ, Адамсъ, I. Г. Щнейдеръ, Тёпферъ, Энгель, Рят-теръ, Ад. Гессе, Меркель, Бестъ, Тиле, Файстъ, Гауптъ, Сенъ-Сансъ, Фолькмаръ, Гильманъ, Видоръ, и пр. Срв. A. G. Ritter „Geschichte des Orgelspiels im 14.—18. Jahrh.“ (1884) и 0. Wangemann „Geschichte der 0.“ (3-е изд. 1887). Изъ сочинешй о кон-струкщи и управлети органомъ важнейшая: М. Pratorius „Syntagma mu-sicum“ (3-я и 4-я части 2-го тома. 1619), J. Ph. Bendeier „Organopoeia“ (1690, подъ загл. „Orgelbaukunst“ 1739), Adlung „Musica mechanica organoedi“ (1768), Bedos de Celles „L’art du facteur d’orgues “ (1766—78, 3 т.), Topfer „Lehrbuch der Orgelbaukunst“ (1855, 2 т.; 2-е изд. Макса Аллина, 1888) и несколько пебольшихъ руководствъ то-го-же автора, J. Hopkins „The organ, its history and construction“ (1854); срв- также Антони, Шлимбагь, I. I. Зейдель, э. ф. э. Рихтер* и пр- „Обзоръ органной литературы“ составилъ Б. Коте съ Т. Форхгаммеромъ (нем., 1890—95,2 ч.). Срв. также K. Locher „Erklarung der Orgelregister“ (2-е изд. 1896) и G. Rietschel „Die Aufgaben der Orgel im Gottesdienste bis ins 18. Jahrhundert“