
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
853 Казанская Духовная Акаденйя. ВЬстянкъ“ 1905 г., II; 1906 г., II, III). Для исто-pin Каз. Академш всего бол Ье матер1аловъ даетъ „Православный СобесЪдникъ“ какъ въ ц'Ьяомъ своемъ состав'Ь, такъ особенно въ иазванныхъ статьяхъ, въ некрологахъ профессоровъ и ректоровъ, въ описащяхъ юбилеевъ и прощанШ, въ отд'ЬлЪ „Изъ академической жизни“ К. Харлампивичъ. Каликстъ Георгъ имЬетъ особое значеше въ исторш науки „Нравственнаго бо-гослов1я“ Последнее до XYI-ro столбя: преподавалось и на Западе Европы совместно съ „Догматическимъ богослов1емъ“ Обе области были перемешаны и сколько-нибудь отчетливо не обособлялись, что крайне вредно отзывалось и на той, и на другой научныхъ богословскпхъ отрасляхъ,— темъ более, что оне по .своему существу отличны одна отъ другой, хотя и не лишены взаимной связи Нравственное, въ особенности, богословie вело безличное сущеетвоваше. Нравственные вопросы,—въ виду того, что Нравственное богословье было только составною частш Догматйческаго,—раскрывались лишь попутно и потому безъ желательной обстоятельности въ ихъ раскрытш не было надлежащей систематичности; тормозилось и дЬло выяснешя самихъ догма-тическихъ вопросовъ и т д. Серьезную попытку обособить эти две научныхъ отрасли впервые сделали—реформатшй богословъ Ламбертъ Цанэй и лютеранскш богословъ Георгъ Каликстъ. Данэй—авторъ сочинешя „Ethices Christianae libri III“ (1577). До его времени имелись только фнлософсшя (язычешя) моральный системы, какъ саыоетоятельпыя. обособления явле-шя, а, благодаря ему, впдимъ и хрнот1ан-скую. „Какъ въ собственномъ смысле этическая наука,—говорить Кюбель (въ Christliche Ethik I, Munchen 1896, S. 39),—u, при томъ съ сознашемъ различ1я отъ философской этики, христианская этика высту-паетъ на сцену у Данэя“ (см. мою статью: „Забытый юбилей: 300-летняя годовщина смерти Ламберта Дано, отца науки хри-стнской этики, какъ особой въ ряду дру-гнхъ“ въ „Христ. Чтен.“ 1896 г., сент.—-окт., стр. 272—278). То, что сделалъ на реформатской почве Данэп (или Дано), на лютеранской осуществилъ (до некоторой степени) Георгъ Каликстъ, но уже после эпохи Данэя. Онъ—авторъ сочинешя; „Epitomes theologiae moralis“... (Heimst. 1634), нзвестнаго именно съ отмеченной стороны— и только. Само же по себе сочинеше предста- вляетъ „трудъ неполный, только фрагментъ, мало систематичный, не остакпщйся вер-нымъ своему богословскому характеру, предлагающей смешеше богословской и фило-: софской морали“ (см. мою книгу: „Нрав; CTBeHftoe Богослов1е въ Pocciu въ течете 19-го столет1я“, Спб. 1901, стр. 22). Какъ бы невысоко ни ценили мы трудъ Георга Каликста съ его научной стороны,— темъ не менее заслуга этого богослова для Нравственнаго богослов!я сомнешямъ не i нодлежитъ. Отныне и на лютеранской почве данная научная богословская отрасль стала разрабатываться самостоятельно къ пользе не только для нея, но и для Догиатическаго богослов1я. Каждая изъ этихъ наукъ, отныне развиваясь самостоятельно, благодаря этому вскоре же сделала бысгрые шаги впередъ, о чемъ красноречиво свидетель-ствуетъ ихъ история; для Нравственнаго снещально богослов!я см. въ особенности труды: D. Chr. Ernst Luthardt'a., Geschichte der christlichen Ethik, II: Geschichte der christlichen Ethik seit der Reformation, Lpzg’ 1893; f Dr. W. Gass'&y Geschichte der christlichen Ethik, II, l: Sechszehntes und siebzehntes Jahrhundert; Die vorherrschend kirchliche Ethik (Berlin 1886); II, 2: Achtzehntes und neunzehntes Jahrhundert; Die philosophische und die theologische Ethik (Berl. 1887); Dr. Theobald Ziegler a,. Geschichte der christlichen Ethik (2 Aufl. Strassburg 1892). А такъ какъ Нравственное 6orocnoBIe въ Pocciu развивалось подъ вл!яшемъ системъ западно-европейскихъ, то отсюда ясно, что успешный ростъ послед-иихъ былъ не безразлпчеоъ и для русскихъ богослововъ (см. подробности въ цлтов. моей книге „Нрав. Богослов1е въ Россш“...). Въ наключеше укажемъ нисколько сочинеши, дополыяющихъ указываемую Н. В. II-—вымъ (стлб. 24—27) литературу, о I’eoprfc КаликсгЬ. 1) Цит сочпн. Lu-tliardt’a, S. 187—192, § 21. 2) Лит. соч. Gass’ a (Zweites Bandes erste Abtli.), S. 278—283, § 61. 3)Цит. соч. Ziegler’s., й. 495 сл’Ьд. 4) Некоторая литература указана у Ziegler’a, S. 490, Anrnerk. 5) У JБрокгауза-Ефрона въ „ЭнниклопеОнческо.пъ ('лгмарп* статья: Каликстъ Георгъ (полут. XXVII* Спб 1895, стр. 29). G) Помимо указаннаго у H. В. II—ва сочи ее Hi я Henke о Г. Ка-ликст'Ь сл'Ьдуехъ им'Ьть въ виду ,,пздан-ную Henke“ въ 1S33 г. интересную гпере-пнеку Каликста“. 7) Цит. .тс сочин. „Нрапств. Богослов1с въ Pocciir, стр. 22. 8) Моя статья ..Новый оиытъ построешя науки Нрав. Г>огослов1яа... („Христ. Чт.% 1899 г., дек., стр. 1095). Проф. .1. Пронять.