
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
73 Наллистъ. 74- Иверскомъ монастыре, откуда въ 1350 г. я былъ приглашенъ на константинопольскую иатргаршую каоедру. Такниъ образомъ, Кал-листъ V* былъ самымъ близкимъ ученикомъ великаго подвижника св. Григор'ю Синаита д стремился въ полноте воспринять духъ и учеше своего руководителя и отца, который за нравственное превосходство и ценплъ его больше другихъ, постоянно нмелъ при себе и оказывалъ преимущественное внимание и довер1е. Значитъ, византшскш лсторикъ Пикифоръ Григора, сообщающей св4$шя о КаллистЬ У, несправедливо осуждаетъ его за нравственный характеръ, приписывая naipiapiy моральные недостатки разнаго рода. Суждешя Григоры пристрастны и внушены темъ, что Каллисть Y резко порицалъ и въ течете всего патр1аршества постоянно боролся съ гнусною и гибельною ересью Варлаама и Акиндина, къ парии которыхъ примыкалъ и историкъ Григора, равно какъ и MHorie епископы и светскш лица, враждовавшие изъ-за этого съ защитниками церковнаго мира—патр1архами. Лристрастныя суждешя Никифора Григоры, обличаемыя другимъ современникомъ—импе-раторомъ 1оанномъ Кантакузиномъ, который, лапротивъ, отзывается въ своей исторш о Каллисте V, какъ о муже весьма доброде* тельномъ и отличавшемся высокими нравственными качествами, открывшими ему путь и къ патр1аршему престолу, где па-тр!архъ заявилъ себя почтенною деятельностью. Прежде всего, Каллистъ I примыкалъ къ группе защитннковъ православия и борцовъ за церковь противъ еретическаго движешя Варлаама и его стороениковъ, неправо учившихъ о существе а энергш божества. Но поводу этой ереси были созваны соборы въ 1351 и 1352 годахъ, на которыхъ, после всесторонняго обсуждешя предмета «пора, учев1е св. Григор1я Паламы и его сторонниковъ (въ томъ числе и Каллиста) было признано согласнымъ съ учешемъ св. отцовъ церквп, а Варлаамъ, Акпндинъ и его сообщники анаеематствованы. Результаты соборныхъ постанов лешй въ 1852 г. были внесены и въ составь провозглашаемая въ неделю православ1я Синодика. Какъ отголосокъ этой защиты церковнаго учешя отъ еретическаго иномысл'ш, въ 1350 г. было патр!архомъ Каллистомъ I издано соборное постановлеше о непричастности аоонскаго iepoMOHaxa Нифонта къ мессал!анскому лжеучению. Въ томъ же году naTpiaprb издалъ учительное пославЬ къ народу по поводу некоей Амарантины, которая сперва занималась мапей, а по-томъ сознала свой трехъ, принесла патриарху покаяше и даже постриглась въ монашество. Въ декабре 1350 г. натр1архъ избралъ изъ константинопольскихъ 1ереевъ наиболее благоговейныхъ и опытныхъ и особою грамотою поручилъ имъ нести обязанности экзарховъ въ каждомъ приходе, наблюдать за остальными клириками и давать имъ ваставлешя и указашя относительно 1ерейскаго служешя. Въ сентябре 1352 г. подобная грамота была издана на имя пресвитера Скутарюта, экзарха прихода Аарона въ Константинополе. Въ 1350 г. патр!архъ обновнлъ ставропипальный монастырь Алишя на горе Аеонской, въ октябре 1351 г. призналъ независимой и свободной обитель Богородицы Панаио-тиссы на Фанаре въ Константинополе, где ныне находится церковь Мухл1я. Въ де~ кабре 1353 г. патр1архъ и синодъ присоединили вакантную enapxiio Периосор^я къ траянопольской митрополш, а въ январе следующаго года митрополиту Древнихъ Патръ, нуждавшемуся въ матер1альномъ обезпеченш, вследств1е постпгшнхъ его enapxiio внешнихъ бедств1й, былъ пожало-ванъ монастырь Великой Пещеры на пра-вахъ игуменства, подобно тому, какъ и въ Константинополе naTpiapinie монастыри предоставлялись для игуиенскаго управлешя различнынъ арх1ереямъ. Почти такую власть патр1архъ тогда же далъ монемвасШскому въ Пелопоннесе митрополиту, предоставивъ ему охрану патр1аршихъ правъ и управле-Hie ставропипальными монастырями въ этой области. Въ феврале 1354 г. по воле naTpiapxa и синода митрошшя созопольская, въ виду затруднительныхъ обстоятельству была временно предоставлена въ управлеше митрополиту Пигонъ, въ марте ?. I поручилъ филадельфШскому митрополиту управлять и enapxieu Древней Фокеи и въ частности наблюдать за патр1аршпмъ монастыреыъ Давида. Тогда же митрополиту Макры былъ предоставленъ въ завёдываше константино-польс&Ш монастырь Св. Троицы, въ кото-ромъ онъ и могь жить BCflKia разъ,