
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
387 К е л ь с i е в г В. И 388 мкнудъ къ русской революционной партш. Руководители последней, Герценъ п особенно Огаревъ, приняли Кельиева весьма радушно, хотя и видели въ немъ „много ве-устроеннаго и неустоявшагося“ Въ особенности поражала въ немъ какая-то странная смесь полптпческаго нигилизма съ релпп-ознымп стремлешями, довольно туманными и неопределенными. Занявшись на первыхъ порахъ своего пребывашя въ Лондоне корректурою изданШ лондонскаго библейскаго общества, выпускаемыхъ на русскомъ языке, КельЫевъ задумалъ самъ предпринять пере-водъ съ еврейскаго подлинника священныхъ книгъ Ветхаго Завета „слово въ слово“, не смущаясь темъ, что грамматическая формы семитическихъ языковъ вовсе не совпадаютъ съ русскими (начало этого перевода издано^ подъ псевдонимомъ Вадимъу въ Лондоне въ 1866 г.)· „Теологичесш эксцентричности“ Кельаева дали мысль его лондон-скпмъ друзьямъ поручить ему разобрать и приготовить къ издашю значительное число имевшихся въ ихъ распоряжеши неиздан-ныхъ или пзданныхъ лишь для оффищаль-наго уиотреблешя матер1аловъ по части русскаго расколо-сектантства. Цель издашя должна была состоять въ томъ, чтобы, съ одной стороны, привлечь на свою сторону сочувств1е массы раскольниковъ и сетстан-товъ, съ другой—возстановить ихъ противъ русскаго правительства опубликовашемъ до-куиентовъ, рекомендующихъ и предппсываю-щихъ суровыя репресспвныя меры въ отно-шенш къ релипознымъ диссидентамъ. Кель-С1евъ съ увлечешемъ принялся за эту работу и въ 1860—186*2 гг издалъ четыре выпуска „Сборника правительственныхъ C?t-дЬшй о раскольнпкахъ“. Въ составъ „Сборника“ вошли секретныя записки и цг6лыя изсдйдовашя о расколе и сектахъ, въ разное время писанныя, по поручению правительства, чиновниками Мин. Вн. Делъ и дотоле хранпвппяся въ министерскихъ архи-вахъ и портфеляхъ, подъ строжайшимъ по-кровоиъ канцелярской тайны- Въ предисло-в1яхъ къ 1 и 2 выиускамъ Кельаевъ подробно изложилъ свои взглядъ на расколъ, какъ такое явлеше русской народной жизни, въ которомъ релипозные интересы тесно связаны съ интересами политическими, и старался убедить старообрядцевъ въ необходимости объединиться съ крайними противо- правительственными парпями для активной борьбы съ общпмъ врагомъ. Съ тою же цел ira возстановлешя раскольниковъ противъ правительства предпринята была, по мысли Келымева, перепечатка оффищальнаго „Собрашя постановлений по части раскола“ (Спб. 1858), вышедшая въ двухъ выпу-скахъ въ Лондоне въ 1863 г. Нельзя не отметить, что издаше этихъ, тенденцшзно освЬщенныхъ, матер!аловъ оказало свою долю вл1ян!я на допущение правительствомъ более гласнаго обсуждешя вопросовъ о расколе и более всесторонняго его нзследовашя. Съ половины 1862 г. при Герценовскомъ „Колоколе“ стали, выходить особые листы, подъ назвашемъ „Общее В'Ьче“, назначавшееся исключительно для старообрядцевъ и для простого народа; программа этого издашя начертана была- также КелЬмевымъ, но самъ онъ уже не могъ принять въ немъ дЬятель-наго учасш, ибо, не удовлетворяясь литературною пропагандой револющонныхъ идей среди старообрядцевъ, р’бшплъ выступить въ качестве непосредственная агитатора и проводника гбхъ же идей. Въ конце 1862 г. онъ предпринялъ тайную поездку въ Москву съ ц1шю завести прочныя связи съ раскольниками; предполагалось учредить старообрядческую apxiepeficKyro каеедру въ Лондоне и организовать тамъ же печаташе рас-кольническихъ сочинешй. Путешеств1е это сильно поколебало въ немъ надежды на мо-сковскихъ старообрядцевъ, хотя и не заставило отказаться отъ своихъ революцюнныхъ плановъ. После кратковременная пребыва-н1я въ Лондоне и неудачной попытки устроиться срецп австрШскихъ раскольниковъ, Келыиевъ поселился въ Тульч-Ь, центре ту-рецкпхъ старообрядцевъ, казаковъ-Некрасов-цевъ. Зд^сь, вмёсте съ младшимъ братомъ Иваномъ (бывшимъстудентомъ петербургска-го Университета, сослапнымъ въ Верхотурье и оттуда бежавшимъ къ' нему летомъ 1863 г.), онъ сделалъ попытку организовать революционное агентство и прштъ для русскпхъ эмигрантовъ, которые пожелали бы устропть свою жизнь сообразно новымъ сощальнымъ теор!Ямъ Въ короткое время ему удалось внушить казакамъ-старообрядцамъ большое уважеше и довер1е лично къ себе; но все поаытки склонить некрасовцевъ идти на помощь повстанцамъ Подолш и Волыни, поднять, во имя старой веры, казачество Дона,