
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
'37 Наспари. SS симпатичная личность“ Каспари дали „тол-чекъ къ вечному движенпо“ Помимо уни-верситетскихъ лекщй Каспарн выступалъ въ качеств^ лектора съ популярными чге-Н1ЯШ1 на библейшя темы нредъ широкою публикой. Литературная деятельность Касиари ?ылa весьма обширна и разнообразна. Значительная часть его трудовъ посвящена библейской экзегетики,. Сюда относятся «л'Ьдуюиие труды, изданные на немецкомъ языке: Dor Prophet Obadja ausgelegt, Lpzg’ .1842. Beitrage zui Einleitung in das Bitch Jesaia n. zur Geschichte der jesaianisdien Aeit, Berl. 1848. Ueber den syrisch-ephrai-mitischen Krieg unter Jotliam u. Alias: ein Beitrag zur Geschichte Israels in der assyrischen Zeit u. zu den Fragen uber die Glanbenswurdigkeit der Chronik u, den Plan des Jesaia, Christiania 1849. Ueber Micha den Morasthiten u. seine prophetische Schrift: ein monographisches Beitrag zur Geschichte des alttestamentlichen Schriftthums «. zur Auslegung des Buches Michas, Christ. (1851—)1852. Zur Einfuhrung in das Buch Daniel, Lpzg 1869. На норвежскомъ языке: Комментар1й къ первымъ 12 гла-вамъ прор. Исаш, ч. I, главы 1—6, Хри-•етшя (1858—)67. Истор1Я Ветхозав. Пис-ашя, Хр—1Я 1881 (изд. съ соглашя Каспари по рукоп. лекщямъ). Къ этому же отделу можно црачислить популярные труды позднейшаго временя, каковы: При-зваше Авраама и Авраамъ и Мелхыседекъ,, Хр—1Я 1872. Искушеше Авраама и борьба; 1акова съ Богомъ, Хр —ia 1871 (3-е изд. 1876 г.). Популярное чтеше о книге Даншла, 1877. Библейше трактаты, Хр—1я 1884. Знаше Каспари еврейскаго и другихъ се· митскихъ языковъ дало возможность Пор вежскому Библейскому Обществу осуще- : отвить возникшую въ 1842 г мысль о : новояъ переводе Библш, что и было достигнуто подъ руководствомъ Каспари, при «одействш Г. 1онсона, Тистедаля и Каурина, относительно Ветх. Завета въ 1891 г. Церковный собьтя, вызванный реформации ыми стремлешями Грундтвига и его партш [ср. объ этомъ въ „Энц.“ III, 765—767 и см. у II. Е. Зарнитскаго въ „Прав. Обозр.“ 1877 г. сент.,'стр. 117— 147], на продолжительное время. сосредоточили учено-литерат. деятельность Касиари на борьбе съ новымъ „церковнымъ взгля-домъ“ Грундтвипанства, особенно же на выясненш значешя апостольскаго символа. Этому, въ сущности, случайному обстоятельству обязаны своимъ происхождешемъ j ц(фко(то-патристн.чесше труды Каспари, создавшее ему почетную известность въ заиадно-европейскомъ ученомъ Mipe. Глав-неШше изъ нихъ: ungedruckte, unbeachtete и. wenig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsymbols u. der Glaubensregel I— III, Chra. 1865—75. Nadverens Indstiftel-sesords gudstjenstlige Historie fra det feinte Aarhundrede af indtil vove Dage. Med soerligt Hensyn til Grundtvigs og hans Veuncrs Anskuelser oui disse Ords form i kirken og donne Forms Oprindelse, Chra. 1868. Alte u. neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols u. der Glaubensregel, Chra. 1879. Historiskkritiske Afhandlinger over . en Del verkeligc og fornientlige orientaliske Daabsbekjendelser, Kra. 1881. Будучи строишь ортодоксаломъ, Каспарн остался навсегда рЬшитедьнымъ противннкомъ новаго движешя, но въ вопросе о древности апостольскаго символа съ течешемъ времени приблизился къ взгляду Грундтвига, въ чемъ самъ откровенно признался проф. Фр. Нильсену (см. N—s, Prof. C. og G., Kbhvn. 1893). Въ связи съ борьбою за „истинное лютеранство“ стояло предпринятое Каспари совместно съ Г. Ънсономъ дело издан1я въ переводе на норвежскомъ языке „Книги Конкордш“ (1866) и „Сим-волическихъ книгъ норвежек, лютеранской церкви“ (3-е изд. 1884 г.). Какъ знатокъ восточныхъ языковъ, Каспари зарекомендоналъ себя двумя трудами: издашемъ арабск. сочинешя, подъ заглав1емъ „Borhun-eddini es Sernndji Enchiridion studiosi, Lipsiae 1838 (сь лат; пе-реводомъ и лексикономъ) и учебнаго руководства— Grammatica arabica in usum scbolarum. academicaruml—II. Lips. (1844—) 1848 (существуют! 3 издашя на нем. яз., два—на апшйсшгь и одно—на фр.). Последше годы своей ученой деятельности Каспари посвятплъ разработке и изданио собранныхъ имъ матер1аловъ по древней и средневековой церковной исторш. ! Къ этой группе трудовъ принадлежит!.: ! Martin von Bracara’s Schrift De correctione • rusticorum. zum ersten Male vollstandig· u.