* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
2.019
Вооружение
Вейс: История культуры, 621
тех пор увеличилась его длина, а вместо рукоятки в виде костыля появилась рукоять, согнутая наподобие пастушьего посоха клюкой вниз и соединявшаяся с жезлом при помощи пуговки (рис. 997, а, б; рис. 998, а). С начала XI в. эта форма жезла стала господствующей в римской церкви. Впоследствии к ней прибавилось несколько украшений. В отличие от старинной формы костыля, отличавшейся богатой резьбой (рис. 997, а), в первое время на отделку новой формы почти не обращалось внимания. Украшение жезлов ограничивалось тем, что их верхний конец, или рожок, изготовлялся из слоновой кости, а пуговка, соединявшая эту рукоять с жезлом, делалась не из дерева, как следовало по уставу, а из металла. Однако еще в XI веке стали отступать от подобной простоты и придавать рожку на жезле форму змеи (рис. 997, б). Позже для символического изображения победы христианства над злом стали помещать крест в пасти змеи или агнца со знаменем в загибе рожка (рис. 998, а). Наконец, в конце XII в. изображение змеи заменили символическим сплетением из цветов, листьев и ветвей, в котором помещались сцены из Священного Писания (Распятие, Благовещение, Увенчание Пр. Девы и пр.). В XIII в. такое украшение жезлов было доведено до высокой степени совершенства (рис. 998, б).
Соответственно описанному изменению формы и отделки рукояти архиерейского жезла изменялись ее нижняя часть и пуговка под ней. Они все чаще стали делаться в виде мелких фигур (святых, мучеников и т. п.) или архитектурных украшений. Кроме того, менялся и материал, из которого делались рукояти. Если крюк всегда изготовлялся из слоновой кости, то
(c) Directmedia, 2010