
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
407 !ерусалимская церковь 408 тинянъ изъ храма, такъ какъ имелъ султаншй хатги-шерифъ о правахъ только православныхъ на весь храмъ Воскре-сешя и остальныя св. места. Въ то же время начались домогательства и ар-мянъ, которые куипли у коптовъ принадлежавшую имъ часть храма Воскресен1я, а также иверсий монастырь св. 1акова. И латиняне,—при посредстве мароиитовъ,— потомъ проникли въ храмъ Воскресешя, купили мопастырь 1оаина Богослова, захватили.—путемъ щедрыхъ нодарковъ турец-кпмъ властямъ,—Голгооу, соседшй прид'Ьлъ св. Елены, часть виолеемскаго храма и получили разргЬшен1е совершать богослужеш’е въ пещере Рождества. Напрасно 1ерусал. патр1архъ Софрошй протестовала ездилъ въ Константинополь, разсыпалъ золото тур-камъ, стараясь изгнать латинянъ изъ св. местъ: латинское золото оказалось соблазнительнее, и католики овладели частдо при-надлежавшихъ православнымъ святынь Iepy-салиыа иВиолеема. Армяне следовали-м ними. И вотъ, начиная со второй половины XVI в. и до нашего времени,пдетъ целый рядъстолкао-вешй между православными, латинянами и армянами изъ-за св. палестпнскпхъ местъ. Каждая изъ сторонъ не уступаетъ другой и пяди своихъ владенШ, происходятъ частые споры и даже кровавыя столкновешя между теми и другими изъ-за правъ на владеше, все обращаются въ своихъ спорахъ къ турецкому посредничеству, щедро посыпая путь золотомъ, а въ XIX в. въ сферу борьбы привлечена и европейская дипломаия. Тамъ, где жилъ и училъ Господь и Спаситель няшъ, где пролилъ спасительную Свою кровь Учитель любви и мира, где находится колыбель христнской Церкви, такъ теперь— увы!—царятъ вражда, интриги, столкновения, кривавыя рукопашныя схватки... Борьба имеетъ весьма страстный, ожесточенный характера Достаточно указать на пожаръ храма Воскресешя въ 1808 г., произведенный ар-1 лянами изъ ненависти къ грекамъ и изъ- j за желащи завладеть этой святыней. A j столкновеше грековъ съ латинянами изъ-за! виелеемскяхъ святынь привело къ разру-! шительной севастопольской войне (1853— 1853 г.). Между тЬми и другими сначала возникъ споръ изъ-за ключей къ виолееи-скому храму. Сторону католнковъ принялъ французшй императоръ (Людовнкъ) Нано- леопъ, который чрезъ своего посла, генерала Оппка, иотребоиалъ въ 1850 г. отъ Порты, I чтобы она возвратила католпкамъ въ Ви-олеемЬ большую базилику рождества Девы Mapin и находящуюся подъ нею пещеру, а I въ 1ерусалпме—камень помазашя,семь арокъ ; св. Девы въ храме рождества Христова и ? церковь гроба св. Девы Mapin въ 1осафа-' товой долине, о, кроме того, дала катола- ¦ камъ право привести пхъ владешя въ храме Воскресешя въ такое состоите, въ какомъ они находились до пожара 1808 ?. Порта, j уступая требовашямъ Францш, образовала въ i 1851 г. комиссш въ Канстантинополе изъ I делегатовъ французскихъ и греко-турецкихъ. которая и ироизпесла свой приговоръ въ пользу католпковъ. Poccifl, издавна пользовавшаяся правами релипозно-политическаго покровительства православному востоку, ни-? какъ не могла допустить пи вмешательства j Францш въ чуждое ей дело, ни неправильнаго ? решешя спора въ пользу католнковъ и за-j явпла свой энергичный нротестъ. Султанъ 1 Абдулъ-Меджидъ фирнаномъ отъ 30 января 1852 г. оградилъ прав?., грековъ относительно св. местъ Палестины, но потомъ, —подъ влгяшемъ протеста французскаго посла Ла-валетта п преступныхъ интригъ злейшаго врага Россш и православ1я англШскаго посла ' Стратфорда Рэдклиффа,—8 февраля того же [ года нздалъ другой фирманъ, которымъ первый фирманъ былъ уничтожепъ, грекамъ I было отказано въ псключптельномъ праве возобновлешя купола Гроба Господня, какъ это было разрешено прежде, и, въ числе другихъ преимуществу католпкамъ было предоставлено право держать у себя ключи отъ главныхъ дверей виелеемскаго храма, которые прежде находились въ рукахъ православнаго naTpiapxa. Вообще фирманъ сразу уннчтожилъ,—въ угоду католикамъ,—вЬ-ковыя права восточныхъ хрпсшнъ, npioope-тенныя имъ Pocciero ценой кровоаролит-ныхъ продолжптельныхъ войнъ и закрёплен-ныя за ними многочисленными султанскими распоряжешями. На месте православной Россш. какъ покровительницы хрпстнъ востока, теперь вырисовавался силуетъ като· лической Францш. Столкновеше привело къ ! войне, которая, въ свою очередь, отодвинула Poccito въ восточной политике на второй планъ п создала..—вместо русскаго,— общеевропенсю'й протекторатъ надъ xpncTia-