
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
40? 1ерусалнжская церковь 40& поведш въ храмахъ, учили въ школахъ, участвовали на соборахъ для защиты нраво-слав1я (напр., на собор* 1672 г.) и т. п. Вообще, историческая правда требуетъ признать, что 1ерусалимсюе патр1архи и святогробское братство XYI—XIX в. прилагали все усилия для защиты правосламя отъ католической и протестантской пропаганды и исчерпали всё матер]альныя и мо-ральныя средства, бывишг въ ихъ распоря-женш для борьбы съ опасностш. По ихъ силы, сравнительно съ колоссальными средствами ппославной пропаганды, были не только далеко не равны, но и несравнимы, поэтому иерев'Ьсъ неизбежно долженъ былъ оказываться на стороне католиковъ и протестантовъ. Б1;дсгшя ]ерусалимской церкви были известны всему православному aipy. Русское правительство и церковь, живо интересовавпаяся судьбами правосла-В1Я въ Св. Земле, пришли на помощь бедствовавшей и немощной naTpiapxiu, радикально измЗшивъ и характеръ прежнихъ своихъ отношешй къ ]‘ерусалимскому naxpiapxy. Решено было отправить въ Палестину доверенное компетентное лицо, которое на месте должно изучить положеше дела въ Св. Земле и представить правительству подробный отчетъ. Выборъ палъ на знаменитаго архимандрита, позомъ епископа Порфир1я (Успенскаго), который, при-бывъ въ Палестину въ декабре 1843 г., прожилъ здесь долгое время и успешно выполнилъ возложенное на него трудное и ответственное поручеше. Онъ выяснилъ русскому правительству, что задача Россш по отношенш къ палестинской церкви со-стоитъ теперь не только въ томъ, чтобы сказывать ей денежную помощь, покровительство и защиту предъ турецкимъ правительством^ но, главнымъ образомъ, въ насаждены нросвещеюя среди тамошнихъ грековъ и особенно спр]‘йиевъ, въ на^лежа-щемъ восиитанш тамошняго белаго и чер-наго духовенства, въ упорядочеши всей тамошней церковно-экономической жизеи, въ установлении правильнымъ отношений между пастырями и пасомыми, — словомъ, Россш предстоитъ по отношенш къ Палестине выполнить очень сложную и трудную задачу хрисианско-культурнаго характера, внести высшую хрисианскую культуру въ тамошнюю среду. Съ этою целш въ Пале- стине была основана русская духовная мис-cifl, во глав* которой сталъ архимандритъ. Порфир]«, а потомъ Mticciefl руководили: епископъ мелитопольсюн Кприллъ (1858— 1863 г.), знаменитый и учеьейнпй архп-мандритъ Антонинъ Капустинъ (1865— 1894 г.), архимандриты Рафаилъ (1894— 1899 г.), Александръ (ныне епископъ-викар1й тверской) п Леонидъ. Въ 1882 г. было учреждено императорекое православное палестинское общество съ целш под держашя правоелав1я въ Св. Земле, пособия паломникамъ и ознакомлешя Россш съ 1ерусалимомъ и Св, Землею посредствомъ ученыхъ и аародныхъ издашй. Общества исполняло свое великое дело подъ пред-седательствомъ великаго князя Серпя Александровича (? 3 февраля 1905 г.) и достигло въ своей деятельности весьма почтенныхъ результатовъ. Такъ, изъоффн-шальнаго отчета общеетьа за 1903—4 г. видно, что оно имело 87 школъ въ Палестине и Cnpin, при 10.225 учащихся и 417 лицахъ учебно-воспитательнаго состава. Общество издаетъ < ПалестинскзГг Сборникъ», «Сообщешя», «Беседы о Св. Земле», «Палестинке листки» и пр., имеетъ мпогочисленныя паломничесшя учрежден]^ въ Св. Земле и прекрасно организовало паломнпчесшя двшкешя и путеше-ств]я. Деятельность общества заслужива-етъ самаго горячаго сичувств1я и номощи. Великая заслуга 1ерусалимской натр)'ар-хш состоитъ и въ томъ, что она сохранила для православнаго шра святыни Палестины. До XYI в. единственными собственниками всехъ святыхъ палестинскихъ местъ были православные, такъ какъ здесь еще не было инославныхъ. Затемъ, постепенно прибывая въ Палестину, последше получили· отъ грековъ разрешеше являться въ храмъ Воскресешя, но совершать здесь бого-служев!е они не имели права. Впервые борьба между греками и латинянами возникла при naTpiapxfe Германе JI (1543 — 1579 г.). Воспользовавшись его проживашемъ въ Константинополе, они проникли въ храмъ Воскресешя и стали здесь совершать бого-служешя, сперва на поставленномъ ими дере-вянномъ престоле, а потоыъ привезли изъ Европы металличешй, который првчно и водрузили въ чужомъ владенш. Возвратившись въ 1ерусалимъ, Германъ изгналъ ла-