
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
555 1удейсгвующ1е иудаисты). ' 556 очевидно, соблюдать 1удейскую практику въ отношенш пищи законническихъ очшценш, пищи н т. п. (ср. ст. 12: см. еще I, 13, 14). ' Современное употреблеше даинаго термина довольно широко л пе достаточно определенно. Именемъ „1удействующт“ называются вообще члены древней церкви, зудеи плп язычники по происхождение, которые полагали, что всеобщее или частичное соблюдете Моисеева закона необходимо и для христианина Такое направлеше пмгЬ-ло свои степени и получало различные, иногда существенно, оттенки. Въ этомъ от-нощенщ „1удействуюпце“ могутъ быть разделены на нисколько категорш (разграничите которыхъ, вирочемъ, другъ отъ друга представляется д'Ьломъ затрудннтельнымъ, если вообще оно въ точности возможно). „1удействуншщми“ называются, во-1-хъ, ie, которые смотрели на хрптанство, какъ на иудейскую секту, и не1удеевъ соглашались допускать въ церковь не иначе, какъ при условш ихъ обрйзашя; во-2-хъ, поштемъ „худенствующпхъ“ обнимаются тгЬ, которые признавали обр^занле обязательпымъ для ^удеевъ; язычниковъ же хотя они и допускали и безъ выиолнешя этого услов1я, но считали ихъ низшимъ, не полноправнымъ элементомъ въ христианстве, на подобге „прозелптовъ“ Далее, подъ ^действующими“ можно разуметь и техъ, которые, не считая обрезашя необходимымъ для спа-сетя, однако, находили нужнымъ настаивать на его желательности или полезности въ виду разпыхъ соображешй, чтобы, на-примеръ, привлечь 1удеевъ къ хрпшанству, чтобы обезпечить близость и солидарность обеихъ половинъ христ1анства, язычества и 1удейства (ср. Деян. 10, 28); въ 4-хъ, наконецъ, въ объеме этого понят1я должны быть включены те, которые, не считая закона Моисеева обязательнымъ прин-цишально. продолжали соблюдать его по привычке и, имея „немощную совесть“, соблазнялись и возмущались, видя его на-рушеше. Ясно, что еретическую окраску носили только первыя две категорш. Что же касается соблюдения 1удейскихъ обрядовъ и установлена въ качестве добраго обычая, то оно исторически было полезнымъ и даже необходимымъ, такъ какъ спасало христкшъ отъ языческой распущенности и давало основу и определенный опорный пунктъ для постепенного формирования- христианской обрядности, впешняго благоустрое-шя, формъ благоповедешя и т. п. Происхождеше и значеше „1удействую-щихъ“ въ первоначальный перюдъ хри-ciiaHCKOu церкви обусловливалось темъфак-томъ, что ясное онределеше истиннаго вза-имоотношешя между домостроительствомъ законническимъ и благодатнымъ было жгу-чимъ, пеотложньшъ вопросоиъ христианской исторш. Решсше последней было не менее определенно. Первое резко обозначившееся, —по поводу успешнаго и обильнаго притока язычниковъ въ церковь Христову,— движете „^уденствующихъ“ послужило по-водомъ къ Апостольскому Собору. „Некоторые, пришедние изъ 1удеи, училп братьевъ: если не обрежетесь по обряду Моисееву, пе можете спастись“ (Деян. 15, 1). Апостоль-ciiift Соборъ отклонилъ такую исключительную точку зрешя и постановилъ не возлагать на. хрнсланъ изъ язычниковъ этого· „бремени“ (ст. 28), хотя, очевидно, не высказался и противъ соблюдешя иудейской обрядности, какъ добраго обычая для техъ,. кто не могъ или не хогЬлъ съ нею порывать связи. Но,—какъ ясно изъ дальнейшей HCTopiu, „]удействуюиие“ не захотели поступиться своими воззрешямн п продолжали настаивать на нроведенш въ практику своей не редко исключительной и нетерпимой точки зретя, смущая темъ совесть верующихъ и нарушая миръ церкви. Но всему видно, что они составляли сильную и вл1ятельную партш въ церкви, опираясь на авторитетъ Ап. 1акова, если они свонмъ иоявлешемъ заставили поколебаться въ своемъ поведенш въ отношенш къ языч-никамъ дпже Ап. Петра (Гал. 2, 12—13). Ап. Павелъ обличаетъ Ап. Петра не въ заблужденш, а въ непоследовательности (ст. 14 сл.)- Въ дальнейшей исторш· церкви Христовой „1удаисты“ заявили себя постоянными, последовательными и настойчивыми иротиьниками св. Павла; они по пя-тамъ всюду преследовали этого благовест-ника, искажали основной смыслъ его уче-шя, всеми мерами тормозили успешное· осуществление его миссюнерскаго подвига,, возбуждали иротнвъ Апостола языковъ гонешя и лреследовашя п т. п. При этомъ „1удействуюиие“ оспаривали у св. Павла