
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
241 «Iora» 242 -лучшш видъ а]шерейскнхъ домовъ, монастырей, церквей и духовно-учебныхъ заве-денш. Особенно потрудившись надъ устрой-1 ствомъ минской епархш, онъ заявилъ себя ; тамъ р'Ьшительнымъ борцомъ противъ со- ! вращенш въ католичество возсоединившихся съ правоелав1емъ. При немъ совращешя прекратились, но остановилось и возсоеди-неше, обставленное больншми формальностям. Не любилъ онъ чужихъ советовъ и посторонней помощи, во все входилъ самъ и въ своей деятельности былъ вполне самостоятеденъ; въ отношенш къ духовенству применялъ иногда суровыя меры, вы-звавнпя однажды стропи выговоръ ем\г отъ Св. Синода. См. у С. Г. Рункевича, Пстор1я минской арэлепискоши. Спб. 1893. стр. 357—369. 393 ?? л р. К. Здраволысяовъ. 1ога — мистикопрактическое направлеше въ инд1йской философш. Основателемъ школы „iora“ обыкновенно называютъ философа Патанджали (Patanjali; время его жизни гадательно относятъ ко II в. до р. Хр.), но, кажется, правильнее назвать его за-вершителемъ дела создашя этой философш. Учеше iora существовало задолго до него, а онъ написалъ „iora — сутра“ (сутра — нить, шнуръ, правило, руководство ритуала, исполиешя долга). Слово „iora“ не редко сближаютъ съ jungo—соединяю и понимаютъ подъ нимъ такое состояше духа, при кото-ромъ происходишь единен1е человека съ Вожествомъ. Но терминъ „iora“ употребляется въ системе „caHKia“, которая не признаешь еуществовашя Божества. По „caHKia“ существуешь пракрти (prakrti)— первичная, матер1альная, деятельнотворческая причина, соединеше которой съ пуруша (душою) создаешь жизнь Mipa. Собственно действуетъ только пракрти, а душа является лишь зрителемъ въ м1ровомъ спектакле. Этотъ спектакль есть MipoBoe страдаше; отъ него нужно отъединиться, отобщиться, чего можно достигнуть особою собранностш духа. Эту собранность или самозаключен-ность духа назвали iora (наше аналогичное выражеше: „влезть, въ хомушь“). Такимъ образомъ iora есть прежде всего различеше (духа и матерш, viyeka) и разделеше (viyoga). Самость человека, его духовный прпнципъ есть атмакъ, самость бьшя, духовный прин-щшъ бьтя есть паратманъ, называемый •| такъ же и атманомъ. Если признаютъ, что ; существуютъ, такъ сказать, отдельно атманы. ! тогда iora у каждаго человека будетъ заключаться въ томъ, чтобы обособить свой атманъ отъ бьтя, но если существуешь высшш атманъ или паратманъ, тогда iora должна быть соединешемъ съ этою высшею самостго. Какъ самостоятельная школа, iora какъ бы примыкаетъ къ этому второму направлешю Iora много учишь о преданности Ишваре (Isvara—могуч1й, владыка, господь). Ишвара—одинъ пзъ эпптетовъ Шивы и на юге Индш подъ нимъ понимаютъ Шиву; Ишварой такъ же называютъ Рудру (въ ведахъ тождественъ съ Шивой). Но называютъ Ишварой и Браму, называютъ имъ высшш духъ, чистую святость, божественную деятельность, верховный разумъ (Mahat). Ишвара есть Господь, и iora предписываешь безусловную преданность Господу. Общая концепщя iora, какъ и санкш, есть брама-нистическая: все выходитъ изъ Брамы (только Брама, какъ чистая потенщя, въ системе санша представляешь собою ничто). Что же представляешт. собою и какое место занимаешь Ишвара въ мцювомъ потоке, выхо-дящемъ пзъ Брамы? Ишвару называютъ пурушей. Пуруша есть душа, чемъ, повпди-мому, подсказывается мысль, что Ишвара есть душа, достигшая высшаго совершенства, душа, наиболее приблизившаяся къ Браме, душа, въ сл'Ьдъ которой должны идти все. Ишвара и определяется, какъ идеалъ пу-рушп. Но тексты не оставляютъ сомнешя, что Ишвара долженъ быть понимать иначе. Патанджали говоришь: „Ишвара, Господь есть пуруша, который никогда не былъ тронуть страдашямп, действиями, награжде-шями“ Комментаторы объясняютъ: страдаше есть незнаше, действ 1я бываютъ приказываемый, запрещаемый и смешанный, на-граждешя—созревние плоды дейсшй (выражающееся въ характере возрождешй, жизни, наклонностяхъ, карма). Ишвара никогда не пмелъ незнашя и всегда былъ чуждъ действ гя. Въ багавадъ-гите (петыхъ божественныхъ откровешяхъ) мы читаемы „дела ниже набожности духа. Набожный въ духе оставляешь въ этомъ Mipe и добрыя и злыя дела. Тоть, кто обладаешь верою, обладаешь и знашемъ, а тошь, кто обладаешь