
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
417 КолЪнопреклонеше 418 было сопровождать молитвы колйнопрекло· нешемъ, то, по словамъ Терту.шана, ими являются прежде всего дни поста, а затемъ и вс* недельные, кроме воскресений (De corona militum, с. 3) и всего першда отъ Пасхи до Пятидесятницы. Обычай не преклонять коленъ' въ течеше посл^двяго срока отмечается уже Васил1емъ великимъ (о св. Дух*, гл. 27), вышеупомянутымъ памятникомъ „Testamentum Domini nostri Jesu Christi“ (стр. 135) и утверждается на последующ!я времена 20-ымъ правиломъ Ни-кейскаго собора 321 г. По минованш дан-наго срока, коленопреклонеше начиналось съ вечерни Пятидесятницы, на которой произносились три группы молитвъ съ колено-преклонешемъ (кондакъ на данный празд-викъ Романа Сладкопевца; изложеше состава вечерни Пятидесятницы въ апостоле II в. русскаго Пантелеймововскаго монастыря № 68, въ Типикове Евергетидскаго монастыря по рук. XII в., въ Типиконе 1292 г. Ватиканской библ.: см.А.А.Дми-тргевекгщ Описаше I, стр. 148 пр. 1. 595, 890). Кроме общественна™ богослужешя, коленопреклонеше имело и имеетъ место на частномъ—при хиротонш въ дракона и пресвитера и при пострижепш въ монашество. Посвящаемый въ санъ д1акона какъ прежде, такъ и теперь преклоняетъ одно колено (предъ произнесешемъ молитвы—„Божественная благодать“) въ знакъ того, что „онъ поставляется служителемъ одного только божественная священнодейств1я, и при томъ ве самъ по себе, во получая разрешен1е отъ священника, ибо онъ есть служебвое лице“ (Спмеоеъ Солунсмй въ сборнике: Писашя отцевъ и учителей церкви, относя-Щ1яся къ истолковант православнаго богослужешя I, стр. 221). Что касается времени превлонешя колёнъ посвящаемыхъ въ пресвитера, то въ древности оно было иное, чемъ теперь. Какъ видно изъ чина хиро-TOHi'fl по Барберинову евхологш YIII—IX в. по рукописи X в. Синайской библ. № 957, Криптоферратскому евхолопю XII в.. Или-Tapiio XVI в. Ксенофской аоонской библ. JE163,—хиротонисаемый преклонялъ колена иредъ чтешемъ молитвы,, Боже безначаль-нмйа [Goar, ??????????, стр. 244, 245; А. А. Дмитргевскт, Описан1е литургиче-сквхъ рукописей, II, стр. 18. 361). Совре- Богосл. Энц., т. XII. иенный обычай преклонять колена при произношенш словъ: „Божественная благодать“ утвердился въ греческой богослужебной практике не ранее ?? в. подъ вл1я-н1емъ воззрешя Симеона Солунскагона нихъ. какъ на совершвтельную формулу. При по-стрижеши въ монашество коленопреклонеше имело место по древнимъ памятникамъ въ самомъ начале чина (рукои. XIV в Вато-педской аеонской библ. ?! 132; рукоп. XV в. лавры Аоанаш аеонскаго 21. см. А. А. Дмитргевскгй, Описаше II ч., стр. 276, 415). [См. и Rew. William Edward Sandamon въ A Dictionary of Christian Antiquities en. b. vV. Smith and S. Cheetham I, p. 723—726. См. также и подъ словомъ „Lapsi.“l Свящ. А. 'Детровскъй. КолЪнопренлонеше- какъ предметг оже-сточеннаго спора еа Баварги въ 1838— 1848 годахъ. Въ Баварги царствовапъ въ это время решительный протзвникъ рацшнализма король Людовивъ I, а во главе правительства стоялъ фанатичный католикъ Абель, министръ внугреннихъ дЪлъ. 14 августа 1838 года военное министерство издало приказъ, предписывавшей вс'Ьмъ солдатамъ, не исключая и протестан-товъ, опускаться по команде на колена при католическомъ богослуженш во время пресуществлешя и благословетя. Протестанты увидели въ этомъ приказе начало возведеннаго въ принципъ стеснешя евангелической церкви и возвышев1я католической. Начались протесты со стороны лютеранскихъ конеисторий и синодовъ и возникла живая литературная полемика по этому вопросу между протестантами и католиками. Во глав'Ь защитниковъ коленопреклонения стоялъ Дёллингеръ (см. „Энц.“ ??, 987—996), во главё противниковъ его Гарлессъ („Энц.“ IV, 1U6—108). Долгое время протесты вызывали лишь репрессалии со стороры Абеля, и только 12 декабря 1845 года королевскимъ указомъ обязанность преклонять колена была отменена для ш отестантовъ. Въ 1847 г. пало министерство Абеля и въ следующемъ году коленопреклонеше было отменено во всемъ войска. Въ полемике выяснилось, однако, много пунк-товъ, имеющяхъ общенаучную и даже обще церковную важность веры. Литература (Dollinger): Die Frage v. d. Kniebengung d. Protestanten, 1843 и Der Protestantismus in Baiem, 1843; Harlessi Offere Antwort an den anonymen Verefass: d. zv ei Sendschreiben betreffend d. Knieben- 14