
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
415 КолЬна Израилевы—КолЪнопреклонете 416 Проф. ?. Я. Покровекш, Разд^ленге еврейскаго царства на 1удейекое и израильское. Судьба десяти колънъ поел* ихъ разсЬя-взя за рЪкою Евфратъ въ Христ. Чт.“ 1855 г. Колечгщкт, Къ вопросу о поселеши и судьбЪ десяти 1 колйнъ, плЪненныхъ Ассирией, въ ,,СтранншсЬ“ 1900 г. В. Протопопова. Кол%нопреклонеше—одно изъ сопровождающих^ усердную просительную и покаянную молитву действ'ик Обычай преклонять во время молитвы колена былъ уже иввйстевъ Ветхому Завету (молнтва царя 1удейскаго Манассш,—прпбавлеше къ 36-й главе 2 кн. Паралия.) и изъ него перешелъ въ хриспанскую церковь, въ коюрой практикуется со времени Апостоловъ. Такъ, пер-вомученвикъ Стефанъ предъ своею смертш „нреклонь колена, возопи гласомъ ве-лшмъ“ (Д?ин. 7, 60); равнымъ образомъ и Ап. Петръ предъ воскрешешемъ Тавиеы „иреклонъ колена, помолися“ (Деяв. 9, 40), а объ Ап. 1акове Праведномъ существуете предан ie, что онъ молился такъ часто и усердно, что его колена были покрыты толстою, какъ у верблюда, кожею (ЕвсевШ, Ц. И. II, 23). Освященный практикою Апостоловъ, обычай коленопреклонешя наблюдается при ихъ блажайшихъ преемникахъ, а равно и во все последующее время. Климента римшй сов^туетъ [согласно Ап. Павлу въ Ефес. 3, 14] кающимся преклонять колена своего сердца (1-е поел, къ Корине., гл. 57); 1устинъ Мученвкъ ув^ряетъ, что та молитва наиболее умилостивляетъ Бога, которая сопровождается слезами, сокруше-шемъ сердца и преклонешемъ колена (раз-говоръ съ Трифономъ, гл. 90); Тертулл1анъ высказываетъ предположеще, что Моисей смягчилъ бы божественный гневъ, еслибы молился кол'Ьиопреклоненнымъ (Противъ Марктва 3, 18), а ЕвсевШ кесар!йсшй (Ц. И, Y, 5) иазываетъ обычай молиться въ коленопреклоненноыъ состояши обще-хриспанскимъ. Въ частности, на обычай сопровождать коленопреклонешемъ усердную молитву указываетъ записанный церковнымъ историкомъ Оократомъ (Ц. И. I, 37) раз-сказъ, что накануне предполагаемая приняли Ар1я въ церковь александршшй епи-скопъ упалъ на колени предъ св. престоломъ и просилъ Бога, чтобы Онъ не допустилъ этого. Какъ принадлежность покаянной мо- литвы, коленопреклонеше отмечается Тер-тулл1аномъ, замечающими, что „въ дни поста и стоя нш ни одна молитва не обходится безъ коленопреклонешя“ (0 молитве, гл. 23), Касианоиъ, называющимъ коленопреклонение „знакомъ нокаяшя и печаля“ (Coilationes XXXI. гл. 20), а равно и 5-мъ правиломъ НеокесарШскаго собора (около 314 г.): „оглашенный, входящш въ церковь и стоящш вь числе оглашенныхъ, обличень бывъ во rpexi, еще сопричтенъ былъ къ преклоняющимъ колена, да низведется въ разрядъ слушающпхъ Писатя“, По более достоверному MHiairo, „преклоняющее колена“,—????????????? означаютъ кающихся (Funk, Die Katechumenats-Klassen des christlichen Altertums въ его Kirchengeschichtliche Abhandlungen 1, S. 219); следовательно, молитвы этихъ последнихъ сопровождались колено преклонешемъ, Являясь выражешемъ указанныхъ чувствъ, коленопреклонеше имело место прежде всего на лнтурш,—после удалешя изъ храма оглашенныхъ и готовящихся къ просвещенно. Возбуждая къ молитве оставшихся Bfcp-ныхъ, дьяконъ,—по свидетельству литургш Till кн. Апостольскихъ Постановлены — возглашалъ: „одни вернш преклонимъ колена“. Къ тому же времени относится чте-HIe „молитвы коленопреклонешя“ въ Евхо-лопоне Сарашона тмуитскаго: посл^з нея а следующихъ затемъ четырехъ молитвъ стоитъ замечание: „все эта молитвы читаются аредъ молитвою приношешя“ (проф. А. А. Дмитргевскгй, Евхологшъ IV в. CapanioHa, епископа тмуитскаго, стр. 30, 33). 1оаннъ Златоустъ указываетъ другое время для коленопрекловешя,—время чте-шя приготовительной къ причащешю молитвы (18-ая беседа на 2-ое поел, къ Кор. гл. 3). Наконецъ по указанш памятника Ш—IV в. „Testamentum Domini nostri Jesu Christi“, коленопреклонеше совершалось на предразеветныхъ собрашяхъ (стр. 135), а по свидетельству Устава Аоанашя аеонскаго на часахъ въ постъ св. Апосго-ловъ после чтешя каеизмъ (А. А. Дми-тргевстй, Описаше литургическихъ рукописей I, стр. 248). Послёдшй памятникъ запрещаетъ, между нрочимъ, монахамъ совершать коленопреклонеше на скамейкахъ (ibid., стр. 251). Что касается дней, въ которые можно