
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
141 Ассиро-вавилонская религия. 142 пути; они подчинены Небу-Ana, но тон:« велшия божества. Атмосфера между землею и небомъ—область бога-гро-мовника (Мермеръ). Огонь (Гнои ль)— иаместникъ Солнца, особый высокочтимый богъ. Сверхъ этихъ главныхъ и круиныхъ божествъ, сумеро-аккадШцы населяли весь М1ръ множествомъ ду-ховъ, въ особенности злыхъ (т, е* 6К-совъ) и меньше—добрыхъ; очень возможно, что этотъ мелк1й полидемонизмъ и есть старейшая форма сум.-акк. рели г ? п, а главный божества—Сол lie поздняя черта. Духи вторгались во все, самыя мелкш яплешя жизни человека и природы, вечно грозили зломъ и бедами, и обезопасить себя отъ ихъ ила можно было заклинашями (колдов-ствомъ, Maricft); религия простонародья и сводилась глапнымъ образомъ къ суеверному колдовству, къ шаманству. Когда въ Двуречье, въ IV' тысячел. до Р. Х.т вторглись семиты (съ куль-томъ преимущественно тоже свЪтмлъ), они свою принесенную релит! то приурочили къ местной сум.-акк,, слили обе въ одну и, усвоивши все сум.-акк. божества, придали мпогимъ иаъ нихъ свои семитсшя назвашя и особую i ер а рхич е скую с истем атизаш го- -по гру п-памъ, при чемъ главныхъ боговъ оказалось 12, согласно числу месяцевъ въ году и зпаковъ аод1ака, Первая группа—верховпая троица, довольно отдаленная отъ постояпнаго вмешательства въ дела человека: 1) Any (владыка звезднаго неба, „отецъ боговъ“); 2) ?? (владыка пучины морской, „духъ, иося1Шйся надъ водами“, просветитель-законодатель людей); 3) Велъ Старшей (сумер. Эиъ-лиль; создатель земли изъ хаоса-бездны); у всехъ трехъ боговъ есть супруги, и сильна—4) Ве-лита. Вторая троица—младшая, влияющая однако на судьбы шра и людей непосредственнее: I) Месяцъ (Стсъ, сумер, Нанаръ; богъ растительности); 2) Солнце (1Памашъ\ сумер. Бабаръ) и 3) Громъ-перунъ. Месяцу и Солнцу посвящены два дня въ нед'Ьл'Ь: ионед. и воскрес, (срв. потомъ у рнмлянъ Lu-пае dies и Solis dies, герм. Montag, Sonntag), Остальные 5 дней недели посвящены были богамъ третьей группы, пяти планетамъ (срв, и у рнмлянъ: Salami (lies-суббота, Veneris dies—пят- ница и пр.). Эта пятерипа боговъ — 1) Нишпъ (Сатурнъ); 2) высокочтимая сладострастная и грозная Иштарь (сумер. Папа; Венера), любимецъ которой Думузи им'Ьлъ судьбу Адониса; 3) Велъ-Мардукъ (Юпитеръ; онъ — покровитель Вавилона, и по вав сказан iio все прочее боги признали Мар-дука своимъ главою за его победу надъ Ыуму-Т^аматъ, страшной богиней первобытной тьмы); 4) Наоу (Меркурий, вестникь боговъ, покровитель звездной науки); 5) Нергалъ (Марсъ, богъ войны; — сумер. владыка ада), Сверхъ этихъ 12, составляшщихъ верховный советъ боговъ, есть и друг!е вавил.-асс. боги п богини, но меньша-го значешя. Ассир. Ашуръ—не особый богъ, а одно изъ видоизменений владыки зв’Ьзднаго неба Any.—Въ перходъ нашествия хананеевъ (2400—2100, „1-я дннаст1я г. Вавилона“) въ вавплотй-ек!й религ. обиходъ привнесены были т. п. +,кананитск1я“ имена божествъ: Хададъ, Рамманъ (Громопикъ), Да-гонъ.—Прелиня сум.-акк. веровашя въ многочисленных?* мелкихъ демоновъ и любимая простонародьемъ суеверная мапя-шам&нство вполне сохранены были и семитами. Жрецы делились на три класса: звЬздочетовъ (астроло-говъ), заклинател, (волшебникопъ-кол-дуновъ, шамановъ) и гадателей (толкователей сновъ, авгуровъ, знахарей приметь и пр.). Въ чрезвычайномъ ходу были талисманы и амулеты, между прочим?, въ виде малеиькпхъ статут токъ, отгонявшнхъ болезни; огромныя статуи крылатыхъ быковъ—тоже талисманы—„хранители“ (кирубу; срв. потомъ евр. „херувимъ"). Защиту отъ темныхъ енлъ и колдовства можно было такжо npi обретать молитвой и покаятемъ передъ высокими божествами; покаянные вав.-асс. псалмы похожи на известные намъ еврейсЩе. Мн0олог1я вав.-асс. богата; своими сказаниями о создаши Mipa, грЪхопаденш всем1рномъ потопе и т. п. она очень напомияаетъ позже создавшуюся евх>. ветхоаав. Библш. По инею го ассирт-логовъ, еврейск. релття, какъ и прочая релнгш восточно-класспч. Mipa. очень многое заимствовала отъ вавил. и даже въ имени горы Синай, где бо-гомъ дарованы заповеди Моисею, ус-