
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
I?5 Асснро-В царствовали среди междоусобШ. Четвертый и последнш его преемникъ халдей-Кабунандъ (55(i—539) старался снискать милость своихъ и чужезем-пыхъ боговт, археологически точныыъ возстановлетемъ ихъ храмовъ; его посвятительные надписи иредставляютъ для насъ одинъ изъ важпыхъ иоточ-ннковъ вав.-асс, хронологш. — Темъ временемъ въ Ми alu царь Асччагъ, сынъ Шаксара, былъ свергнуть своимъ вассаломъ персомъ Киромъ (553), и мидШская правящая династ1я разно-племеннаго Аст1агова государства заменилась персгиккай,—Кировой (550). Вскоре же Киръ завоевалъ царство Креза ЛидШскаго—отъ р. Галнса до Эгей’скаго моря (после 549 г.), а въ 539 взялъ Вавилоиъ и все государство Набу-наида и сделался, следов,, единоличны мъ обладатсломъ всей передней Азш; сынъ Кира Камбизъ въ 525 г. поко-рилъ Египетъ; т. обр., весь древний м1ръ Востока впервые съ незапамят-ныхъ временъ—не на долго, правда,— объединился подъ властью одного государя. Пароды, платншше дань Вавилону—сирийцы, арабы, финишяно,—совершенно спокойно приняли перемену владычества вавилонскаго на персидское, а евреи, которыхь Киръ своимъ указомъ (536) отпустплъ изъ халд, го-родовъ на родину, нозволивъ имъ также возстановить Iepyc. храмъ, вид h л и въ КирЬ „Господня пастыря нар одовъ“ (приб. къ Ис., гл. 44, 23—28). Но куль-турнымъ центромъ обширной перс, монархии все еще оставался Вавилоиъ, и первые перс, государи титуловали себя „царь Вавилона, царь странъ“* Только Ксерксъ, ок. 480 г., после того .какъ Вавил, ггодпялъ во зет. во время. перс. пох.наГрещю, приравнять Вавило-Hiro къ обыкновенным-!* перс, сатра-шямъ; все-таки известную часть года резиденцией перс, царей и ихъ двора оставался г. Вавилоиъ* центръ цветущей торговли, промышленности и утонченной роскоши (на Геродота онъ про-извелъ сильное вцечатлеше). Оффи-щальнымь щтБительственио-каицсляр-скимъ яиыкомъ разноплеменной перс, монархш. въ томъ числе въ Египте и въ греч. М. А-зги, былъ сделаиъ ара-мейскШ, т. е. живая речь Вавилонш t.ii Сирш), и при томъ съ азбукой не 1ВИЛОН1Я. 13t> клинописной, а удобной финшийской; однако на резныхъ наднисяхъ перс, царей употреблялся еще вав.-асс. языкъ, въ параллельномъ столбце съ ихъ род-нымъ персидскимъ, для котораго тоже применялась клинопись, только не слоговая, а буквенная (треязычныя надписи перс, царей,— съ тротьпмъ язы-комъ столбцовъ новоэламскимъ,—позволили въ XIX веке Гротефеыду, Роу-линсону и Опперту проникнуть, путемъ сопоставлешя пачертатшыхъ цар-скихъ нменъ, въ тайну клинописи и клинописныхь языковъ). Въ вав. жреческой литературе и дЬловыхъ доку-мептахъ (напр., контрактахъ) мертвый вав.-асс. языкъ употреблялся на гли-няныхъ таблеткахъ еще долго, даже после завоевав!я перс, державы Але-ксандромъ Македонским?*, въ першдъ эллинизма; но, въ общемъ, со временъ Александра Маке д. (331—323), при которомъ г Вавилоиъ сделался опять столицей всем!рной монархш, вся Ме-сопоташя подверглась вл1яшго эллин-скоп культуры и новымъ юридическо-экономическимъ воздейств1ямъ, деловое актовое употреблошс мертваго и труднаго вав.-асс. языка понемногу перестало практиковаться, и языкъ утотъ остался достояшемъ толт.ко уче-ныхъ халдейскихъ жрецовъ. Ихъ наука прюбрела у грековъ большой весь и уважеше. Еще Аристотель пользовался,—въ переводе, конечно,—математико-астрономическими записями, присланными изъ Вавилона его учеип-комъ Каллнсеономъ; широкая публика, однако, больше полюбила суеверную астрология. Имя свое упековечилъ вавил. жретгь III в. до P. X, Беросъ, написавши! часто цитируемое со чине-Hie о вавил. религш и историг; онъ на о. Косе открылъ курсъ публнчныхъ лекцШ ио астрологш, Самую же обширную популярность въ эллинистическую нноху приобрело во в се* Т. слояхъ общества вавил заклинатель-ное и гадательное колдовство („халдейская ыапя“), и термины „халдеи1" и „ноллгебт-шкъ“ сделались въ греко-римскомъ Mipe равносильными, какч* у насъ „цыганка11 и „гадалка"; въ виде культурпыхъ пережитковъ „халд. Marin“ не умерла и доныне. Политически г Вавилоиъ, какъ и вся Месо-