
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
131 Ассиро-Вавилошя, 132 столицу Супу, сжегъ заповедные леса, высушнлъ водоемы, разселилъ уцелевшее населенно по асс. городамъ, и въехалъ въ НиневШскШ храмъ на колеснице, запряженной тремя пленными эламскими царями и одиимъ арабскимъ (ок. 640), Опустошенная область Элама стала открыта для прилива индо-европ. элемента, именно персовъ, вассаловъ повоосновавшагося царства мидянъ; но, покам1>отъ, протнвъ мидянъ (Фраортъ 646—625, отецъ Kiaiicapa, дедъ AcTiara) Ашшуръ-бани-палу служили оилотомъ его свояки-скиеы („ашкузы“). Такимъ образомъ власть А. при Атпгпуръ-бани-пале всюду, кроьгЬ Египта, опять восторжествовала. Считаясь сь общепри-знанпымъ значешемъ В., онъ принялъ титулъ „навил, даря“, подъ именемъ Кандалану, но столицей была Нннев1я, Для подштя ея значения, онъеобралъ тамъ великолепную клинописную иио-лготеку на глии, плиткахъ, для которой были заказаны списки со старин-нейшихъ кнпжныхъ сокровищъ Вави-лошп, изъ книгохранилищъ Урука, Нид-пура и др., тоже отчасти дошедшихъ до насъ; найдена она была при раскоп-кахъ т. н. Куюндзкикскаго дворца. 1-Га основаши Ашшуръ-бапи-палопой библиотеки мы имеемъ очень удовлетворительное представлеше объ общемъ составе и характера вав.-асс. литературы, отъ ея архаичнаго пав. перюда до асс. тфеменъ Агпшуръ-бани-пала. Важный ея отдъ.ть составляетъ сумо-pi Некая, т е. мертво-,,класспчеекагсн филолошя. Хорошо представлена и ре-лиг.-богосл. литература разныхъ отраслей, среди которыхъ замечательны въ культурномъ отпотпеиш—обширные сборники кудесническихъ (колдовских?*) заклннашй протнвъ безчисленныхъ зльгхъ духовъ, болезней, людски хъ сглазовъ, порчи, въ этич. отношети— исповедные вопросники, а въ поэтич,— покаянные псалмы, крайне сходные съ еврейскими. Географ1я имеется и религиозная (списки святилищъ), и—въ связи съ нею—светская: списки горъ, рекъ, морей, народовъ, городовъ. Середину между релштоз. и историч. литературой занимают?. вавил. книга Быт1я fcoTBopcHie Mipa богами и дальнейшее); богатырешй нпосъ о Гильга-меше-Исту баре, несчастно влюбившемъ пъ себя богиню Пштарь, где есть знаменитый вставочный разсказъ о потопе, совпадающий пъ библейскимъ; поэма о со шести! и богини Иштарь-Венеры въ преисподнюю для воскрешешя Таммуза (Адониса), и др. Въ историч. отделе есть и прямо летописи, и актово-архивный матер^алъ: ?????? надписей вав. и асе. царей, историко-хронолог. таблицы, списки грамотъ, договоровъ, до-несешй правителей и ревизоровъ изъ разныхъ областей, Богатъ и спешаль-но-торид. архивъ: векселя. кушпя на собственность, на рабовъ, нотор^аль-ные акты. Славная вав. - асс. наука астроном1я частью представляете суе-верно-астрологическ1я раз суждения и приметы, частью- математич. таблицы наблюдений надъ ходомъ звезднаго неба; имеются и нсастрономпческш ма-тематич, работы: таблицы умножошя, действш съ дробями, корней квадратны хъ и кубическихъ, Беднее всего естсствоведеше — утилитарн, перечни мниераловъ, металловъ, растешй и жи-вотныхъ (заметно делете на роды и виды), съ указашемъ ихъ нрименен1я или полезныхъ и вредныхъ свойствъ; медицина совсемъ плохо была развита у аес.-вав,, и болезни лечились преимущественно заклинашлми — пресловутой, пережившей века „халдейской Marieii“ (въ основе—сумерШской). ? ттуръ-бя ни-палъ былъ последнимъ великимъ саргонидомъ, но онъ довелъ асс. племя до окончательная истоще-шя. Два его сына, которые царствовали после него 2U летъ, личемъ себя не ознаменовали. Въ Вавилоне, со смсртыо Ашшуръ-банд-иала (02(>)г воцарился халдее п/ь Набупаласаръ (620— fi О Г)), отецъ Навуходоносора, а въ Мид in—воин с твенн ый ?? аке аръ ((524—,он 5 ), отецъ Acriara. Оба вступили въ родственный и политически! союзъ и совершали набеги на А., а съ запада у А. появился врагъ въ лице фараона Нехао ТГ. того самаго., по приказание котораго финик, моряки, для пзеледо-вашя неведомыхъ береговъ Африки, объехали ее вокругъ, выехавъ изъ Арав. залива и вернувшись ^срезъ Средиз. море. Въ 009 или 608 г. Нехао, вторгшись черезъ Палестину въ Снрйо, разбнлъ при теспипахъ Мсгид-до (=Kecapin) войско асс. наместника