
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
123 Ассиро-Бавилон1я. 124- ютъ появляться въ этой местности только л&тъ полтораста спустя (ок. 700 г*)* „Амадай“ могли быть ужо мидянами индо - европ. происхождетя. Салманапаръ II и съ урарт.. и съ мидянами справился лучше, чемъ съ сирийцами. Его проемнтгкъ совсемъ былъ отвлеченъ отъ Сирш внутренними волпешями. Зато при Ададъ-ТТи-рари III (812—783 г.), когда ас сир. полчища опять вторглись въ Сирпо, подчинился и Дамаскъ (царь Мари, ок. 803, назв. въ Библш Беыъ-хада-домъ LEE), а съ ниыъ—и ися прочая Сир1я съ Палестиной включительно до Эдома (Идумеи) при Красно мъ море; а такъ-какъ у Ададъ-Нирарн Ш совершались прюбретешя и на дру-гихъ окраинахгь, то пределы асс. вас-сальныхъ земель простирались при немъ отъ Красиаго моря, гранидъ Египта и Средиз. моря па западе—до Мидш на востоке, и отъ горъ Тавра и Арменш на севере—до Поре, залива и Элама на гоге; ато и были вьтс-raie пределы, какпхъ достигло „старо-ассир, царство“. При Ададъ-Нирарн III усиленно подчеркивается культъ бога Набу (или Пэбо, владыки планеты Меркурия, вещаго вестника боговъ, покровителя астрологш); г Нинев1я (Нннуа), съ ея нопымъ святилищемъ, не бывшая тогда еще столицей, возвышается въ религ. отношении. Въ надписи на статуй, посвященной богу Набу, говорится: „Полагайся на Набу, на другого бога не полагайся“, Изъ надписи на той же статуе видно, что на царя Ададъ-Ннрари Ш имгЬла большое политич. ???????? Самурамата, „женщина дворца, его госпожа“; вероятно, это имя, въ связи съ миеомъ о богине Иштари, послужило иотомъ Геродоту для легенды о баснословной царице Семирамиде, жене Нина, баснословнаго основателя Ниневш. После блистательной эпохи Ададъ-Нирари ПТ, А. л'Ьтъ на 40, почти до полов. ?'?? п., вновь постигъ политич. упадокъ, настолько значительный, что онъ породилъ пресловутую легенду о „ перво мъ“ разрушении Нине Bin и о Сарданапале. На самомъ деле Нине-ц]я оставалась целой, да и не она была тогда столицей, а г. Кальхн (на лев. берегу Тигра, при впадеши Верх. Заба; нын. Нпмрудъ), и никакого царя Сарданапала не было, а просто—А, пришлось отражать съ севера, изъ нын. Арметпи, напоръ чрезвычайно усилиптпагося и расширившегося государства Урарту (Аргпсти I, ок. 770 г,; С ар дури II, ок. 750 г.), да и друг!о подпластные народы и области вышли пзъ своей васс, зависимости; въ томъ числе ciiB. Ciipin окапалась подъ политич. влшшемъ Сардури II и действовала заодно съ урартШцами протнвъ А. Бъ 746 г. въ столиц^ А., г. Кальхи, произошла революц1я; правившая династия была низложена, иро-возглашенъ былъ новый царь не изъ динаетш, и такъ кончилось почти тысячелетнее „Старо-ассир. царство“ Перюдъ „Ноеаго (и последняго) ассир. царства11 длился менее lVa века; все завоевашя пришлось начинать сызнова, и при этомъ замечается стремление асс. царей присоединять завое-ванпыя области по возможности не въ васс. подданство съ уплатой дани (какъ бывало до сихъ поръ), а прямо ужъ какъ провинцш съ асс. управ ле-шемъ и съ нспосредетв. взиман1емъ доходовъ. Провозглашенный асс, ца-ремъ Тиглатъ - Лилссаръ III (745— 728 г.) быстро верпулт* въ васс. повиновение несильную Вавилошю-Хал-дею (царь Набу-наеыръ. 747- -7Н4 г., реформаторъ календаря), возстановилъ владгЬнiя А. на востоке и севере, обуздавши урартШцевъ, и направился на союзную съ Урарту сен, Cupiio, которую и подчннилъ (738). Изъ части ея онъ образовалъ асс, нровинцно Сы-мнрру и лишь за более надежными местными царьками и князьками оста-вилъ васс. управлете; къ числу та-кихъ относилось мелкое арам, владение Сам’аль (нын. Зенджирли, около Алеппо), знаменитое у нын. филоло-говъ - семитологовъ, п. ч. отъ царь-к онъ Сам’аля IX и VIII пека про-исходятъ т, н. пендншрлШыая надписи, представляющая собою древней mi и письменный образчикъ арам. языка. : Дамасская Сиртя временно отделалась отъ Тиглатъ-Пилесара 111 откупомъ, но черезъ несколько летъ Тиглатъ-Пиле-сЕфь 111 нашелъ ггредлогь покончить съ дамасскимъ иарствомъ. Царь дамас-cKiii Ресонъ и израильешй 11екахъ со-