
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
2087 2088 убшства, братья 1осифа после мщешя невинному—испытываютъ герзашя въ душе своей. Во 2-й книге Царствъ говорится о разбитомъ сердце, т е. объ осудившей совести. Въ псалмахъ Давидовыхъ не одинъ разъ изображается подобное состоите человека. Въ Новомъ Завете говорится о книжникахъ и фарисеяхъ, приведшихъ къ Господу Спасителю грешницу, что они начали уходить одинъ за другимъ, обличаемые совестью. Въ послашяхъ ап. Петра и Павла, въ которыхъ содержится наиболее местъ, относящихся къ совести, также говорится (какъ сейчасъ увидимъ) главнымъ образомъ о совести судящей, т. е. награждающей или наказывающей. Как1ясостоян1я человеческой совести? Такъ какъ совесть есть не откровенный голосъ, а естественный, т. е. слышимый въ самой природе человека, то совесть, вследств1е этого, находится въ тесной связи со всемъ состояшемъ человеческой души, въ зависимости отъ естественнаго и нравствен-наго развитая ея.—отъ образовашя, образа жизни и вообще исторш. Эта мысль подтверждается и свящ. Писашемъ. Истор1Я Откровешя имеетъ задачею все яснее и совершеннее раскрывать законъ, и при томъ въ соотношении и согласш его съ собственнымъ познашемъ человека. Ап. Павелъ признаетъ постепенное возрасташе человека въ нравственной мудрости и требуетъ его, когда говоритъ: всякъ причащайся млека, неискусенъ слова правды, младенецъ бо есть; совершенныхъ же есть твердая пища, имущихъ чувстя обучена долгимъ учешемъ въ разсуждеше добра же и зла; и еще: не сообразуйтеся 'веку сему, но преобразуйтеся обновлешемъ ума вашего, во еже искушати вамъ, что есть воля Бож1я благая и угодная и совершенная. Развит1е и совершенствоваше совести зависятъ сколько отъ образовашя ума, столько и отъ усовершенствовашя воли. Строгая правдивость, въ частности—любовь къ истине и согласоваше практиче-скихъ действш съ теоретическимъ познашемъ—вотъ главное основаше ясности, остроты и живости совести, однимъ сло-вомъ— совестливости. А склонность ко лжи и готовность действовать несогласно съ своими убеждешями—вотъ главная причина помрачешя, притуплежя и искажения совести. А внешшя вспомощество-еательныя средства къ тому суть: настав- лешя родителей, голосъ и примеръ лучшей части общества, и главное—свящ. Писаше, ясно и во всей чистоте раскрывающее нравственныя истины и правосудно обличающее человечесюе пороки. Если совесть находится въ зависимости отъ всего въ совокупности умственнаго и особенно нрав-ственнаго состояшя человека, образовав-шагося подъ вл1яшемъ известной среды, а въ умственномъ и особенно нравственномъ отношенш состояше человека, какъ от-дельнаго лица, такъ и целыхъ народовъ, очень часто бываетъ извращенное, то по этой причине показашя или голосъ совести слышится людьми весьма различный, даже противоречивый. Изъ исторш известно, что люди совершаютъ иногда самыя же-стоюя действ1я, даже страшныя преступле-шя, ссылаясь на голось своей совести. Вспомнимъ для примера объ инквизицш, объ обычае языческихъ народовъ умерщвлять слаборожденныхъ детей и одряхлев-шихъ стариковъ и т. п. Да и между нами одинъ нередко со спокойной совестью, а можетъ быть и по требовашю ея, совер-шаетъ го, противъ чего совесть другого возмущается. Наконец^, въ одномъ и томъ же лице совестьv можетъ говорить различно въ различное время · Отсюда следуетъ, что содержаше совести не у всехъ одинаково, что голосъ ея можетъ быть истиннымъ или неистиннымъ, и то и другое въ различной степени. Потому-то an. Павелъ въ посланш къ коринеянамъ говоритъ о немощной или заблуждающейся совести, о совести идоловъ, т. е. совести, признающей идоловъ за действительныя силы. След., не можетъ быть принято мнеше техъ, которые думаютъ, что въ совести каждый человекъ носитъ «полный и организованный -нравственный законъ, одинакое и всегда равное содержаше», и потому, въ случаяхъ заблуждешя и нравственной порчи, ему следуетъ «только присмотреться къ своей совести», чтобы постигнуть заблуждеше и почувствовать извращенное состояше свое, побуждающее обратиться на лучипй путь. Истор1я жизни языческихъ народовъ и обращешя ихъ въ христ1анство не подтверждаем этого взгляда. Она свидетельствуем какъ о' томъ, что не у всехъ народовъ существуем совершенно одинъ и тотъ же кодексъ заповедей, гакъ и о томъ, что при обращенш язычниковъ въ христианство