
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
2085 2086 вый способъ сообщешя воли Бойлей называется внутреннимъ или естественнымъ, а второй—внешнимъ или сверхъестествен-нымъ. Первый—психологическаго характера, а второй—историческаго. О существовали внутренняго или естественнаго нрав-ственнаго закона ясно свидетельствуем ап. Павелъ, когда говоритъ: языцы, не имуще закона, естествомъ законная творятъ. Сш, закона не имуще, сами себе суть за-конъ: иже являютъ дело законное написано въ сердцахъ своихъ. И на основанш этого написаннаго въ сердцахъ закона образовывались въ сред"Ь языческихъ народовъ и составлялись писанные законы, служив-Luie' руководствомъ для общественной жизни и воспитываване въ каждомъ, въ отдельности, человеке нравственную свободу. Сколь не несовершенны были эти нравы и эти законы, все же безъ нихъ было бы хуже, такъ какъ водворились бы въ среде человеческихъ обществъ совершенный про-изволъ и полная распущенность. Имже несть управлешя, свидетельствуете премудрый, падаютъ, аки листе. О существовали въ человеке естественнаго нравственная закона йепосредтвенно говоритъ каждому совесть. Сказавши о «деле законному написанномъ въ самой природе язычниковъ», апостолъ присоединяете спо-слушествующей (т. е. свидетельствующей) имъ совести. Совесть имеетъ седалище во всехъ трехъ общеизвестныхъ психи-чёскихъ силахъ: въ познанш, чувствоваши и воле. Самое назваше—«совесть» (отъ ведать, знать), а также обычныя въ разго-ворномъ языке выражешя—совесть заговорила», советь «признаетъ» это или «от-вергаетъ» показываютъ, что въ совести есть элементъ познашя. Ощущеше, далее, въ совести радости или скорби, довольства и мира или недовольства и безпокой-ства сродняютъ совесть съ чувствомъ. Наконецъ, мы выражаемся: совесть «удер-живаетъ» меня отъ этого, или совесть «заставляетъ» меня сделать это; след., относимъ совесть къ воле. Такимъ образомъ, совесть есть «голосъ» (какъ обыкновенно выражаются), возникающШ изъ своеобразная сочетания всехъ трехъ психи-ческихъ способностей. Онъ возникаетъ изъ своеобразная отношения самосознашя человека къ самоопределенш и самодеятельности его. Совесть имеетъ такое значеше для нравственно-практической деятельно- сти, какое логика имеетъ для мышлешя, или присущ'ш человеку идеи такта, риемы и т. д.—для музыки, поэзш и т д. След:, совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное ему. Она всегда свидетельствуем о богоподобш человека и необходимости исполнения заповедей Божшхъ. Когда искуситель соблазнялъ въ раю Еву, то сей-часъ же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступле-шя заповеди Бож1ей: отъ всякаго древа райскаго, сказала Ева искусителю, ясти будемъ: отъ плода же древа, еже есть по-среде рая, рече 'Богъ, да не ясте отъ него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. Потому-то еще древше говорили при взгляде на совесть: est Deus in nobis; т e. въ совести ощущается нами не только человеческая- но и выше-человеческая или божеская сторона. И по словамъ премудраго Сираха, Богъ положилъ око свое на сердцахъ людей. Отсюда объясняются несокрушимая сила и велич1е совести по отноше-шю къ человеческимъ намерешямъ и дей-ств1ямъ. Съ совестью нельзя переговариваться, условливаться, вступать въ сделки: совесть неподкупна. Нетъ также надобности въ разсуждешяхъ и умозаключе·-шяхъ, чтобы услышать решеше совести; совесть говоритъ человеку непосредственно. Лишь только замыслилъ человекъ совершить что-либо дурное, сейчасъ же является на свой постъ совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совер-шешя дурного дела совесть немедленно караетъ и мучитъ его; Не напрасно гово-рятъ, что не человекъ владеетъ совестью, а совесть владеетъ человекомъ. Человекъ находится въ зависимости отъ своей совести. Каюя действия или отправлешя совести? По действ1ямъ или отправлежямъ совесть различаютъ законодательную и судящую (и наказующую). Первая есть мас-штабъ, о который мы измеряемъ действ1я свои, а последняя есть результатъ этого измерения. Ап. Павелъ называетъ законодательную совесть свидетельствующею: спослушествующей имъ (т. е. язычникамъ) совести. И въ другомъ месте: истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей (т е. свидетельствующей) ми совести моей. Но преимущественно говорится въ свящ. Писаши о совести судящей. Такъ, Адамъ после грехопадешя, Каинъ после брато»