
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1639 1640 никами, среди которыхъ 0еодоритъ насчи-тываетъ 10 епископовъ, Руфинъ—17 иФи-лосторШ-ар1анинъ—22. На другой день по прИ^зд^ императора, 6-го или 5-го шля, соборъ открылся въ большой зале императоре каго дворца. Сидений по правую сторону отъ Константина епископъ, по од нимъ св'Ьд'Ъшямъ ЕвсевШ КесарШскш, по цругимъ—Евстав1й АнтюхШсюй—произнесъ обращенное къ нему приветствие, на которое Константинъ отвЪтилъ речью на лат. яз., которая во всеуслышаше была переведена на греч. яз. Затемъ, подъ предсЪ-.дательствомъ Осш Кордубскаго, открылись ^оборныя претя. Ихъ началъ Арш, изложивши свои взгляды въ крайней форме. Сторонники Apia старались сгладить не-благопр1ятное впечатлеше его речи. Вы-ступившШ непосредственно за Ар1емъ Ев-сев1й Никомидшсюй предложилъ свой сим-волъ, тождественный съ учешемъ Ар1я, однако, свитокъ, на которомъ былъ напи-санъ символъ, былъ немедленно разодранъ на клочки. Евсевш КесарШскш предложилъ символъ, въ которомъ съ глубокимъ ува-жешемъ говорилось о «Сыне Бож^емъ, ро-жденномъ прежде всехъ векъ, перворо-жденномъ всея твари»; однако, ни императоръ, ни отцы собора не приняли этой формулы. ApiaHe стали противоречить другъ другу. Противъ нихъ особенно вы-ступалъ Александръ и его молодой д1аконъ Аеанаай. впоследстш его преемникъ и главный литературный боецъ противъ api-анства. Александръ былъ силенъ въ уче-жяхъ древнихъ отцовъ церкви и въ Св. Писаши, а Аеанасш блисталъ своей д1алек-тикой. Стропе apiaHe, т. е. чистые рацю-налисты почти все принадлежали къ антю-х1йской школе и были учениками Луюана; более склонными къ уступкамъ были полу-apiaHe во главе съ Евсев1емъ Кесар1йскимъ: .они никогда не применяли къ Сыну Божш назважя тварь и отвергли символъ Евсе-В1я Никомид1йскаго. На соборе произо-шелъ велиюй споръ при составленш символа о слове «единосущный». Важную роль при составленш символа игралъ Константинъ и символъ составленный имелъ въ основанш символъ церкви кесарШской и былъ подписанъ всеми, кроме двухъ еги-петскихъ еписк. Въ добавленш-же къ символу была наречена анаеема на ар1анъ, подписать которое отказались Евсев1й Ни-комидШскШ и веогнисъ Никейсюй. Кроме дела Ар1я, соборъ раземотрелъ дело о Мелетш, еп. ликопольскомъ (въ Египте), самовольно происвоившемъ себе санъ примаса Египта, решилъ вопросъ о времени праздновании Пасхи, по которому было разногласие между Востокомъ и Западомъ и постановилъ 20 правилъ о клире, объ обя-занностяхъ священнослужителей, объ от-ношеныхъ между клиромъ и м1рянами и о правахъ епископовъ. По окончанш собора Константинъ издалъ окружную грамоту, убеждавшую всехъ единодушно испо-ведывать установленную на соборе веру, какъ «мысль Божш, объявленную Св. Ду-хомъ черезъ соглаае столь многихъ и столь великихъ арх1ереевъ». 2) Второй Никейсюй Вселенскш соборъ въ 787 г раз-сматривалъ вопросъ о почитанш иконъ. Иконопочитаже встречало противодейств1е издавна со стороны нестор1анъ и монофи-зитовъ. Съ Vni в. въ Византш началось иконоборство, достигшее наибольшей силы при Константине Копрониме (741—745 г.). При Льве IV оно несколько ослабло вслед-CT?ie покровительства иконопочитанш имп. Ирины. По совету константинопольск. патр. Тараая, Ирина, управляя импер1ей во время малолетства своего сына Константина IV, созвала соборъ въ Константинополе, деятельности котораго помешало войско, стоявшее на стороне иконоборцевъ. Въ следующемъ (787) году соборъ былъ со-званъ въ Никее; онъ состоялъ изъ 307 еп. и высшихъ государственныхъ сановниковъ и имелъ 8 заседашй. Первымъ деломъ собора было возсоединеже съ церковью от-павшихъ отъ нея во время гоненш, но раскаявшихся епископовъ. Въ 3-мъ заседании приступили къ вопросу о иконопочитанш, допущена была императорской грамотой и патр. Тарааёмъ полная свобода мненш. Соборъ основалъ свои мнешя на изрече-шяхъ Св. Писашя и на ученш первыхъ отцовъ церкви, въ псотивоположность лжевселенскому собору 754 г., который основалъ отмену иконопочиташя на дово-дахъ разеудка и на д1алектике. Соборъ высказался также за живописныя изображения священныхъ лицъ и событш; решилъ, что иконамъ следуетъ поклоняться, и благоговейно лобызать ихъ; почита-Hie иконъ относится не къ веществу ихъ, а къ изображаемымъ на нихъ первообра-замъ; что поклоняться — не значить служить, служить следуетъ одному Богу, а