
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1233 mv ЭНЦИКЛОПЕДШ. 1234 насколько возжикпо, иргизскге монастыри, но когда въ 1841 году прекратит, свое существовало последит изъ нихъ, осталось одно Рогожское кладбище. Когда послЪдовалъ первый воспретительный указъ о рогожскихъ попахъ (1827 г.), ихъ тамъ осталось пятеро, да два д1акона. Въ 1853 году на лицо состоялъ уже только одппъ иопъ "Число «ОТК])ЫТЫХЪ>: поповъ изъ года въ годъ пополнялось «секретными», но до полнаго удовлетворения нуждъ пе хватало многаго. Обедни слуленлнсь по почаыъ, въ нрисутствш лишь самыхъ надежныхъ лицъ. Въ Рождественской часовне находилось более сорока купелей и—негде было заботиться о благочипш при совершены крещешя. Исповедывали всехъ вместе: дьячекъ чпталъ перечислегпе гр^ховъ по Иотребнику, а присутствую-шде должны были говорить: «гр’Ь-шепъ»—хотя бы гр^хъ былъ песвой-ствепъ полу или возрасту—и, затемъ, попъ читалъ разрушительную молитву. Свадьбы венчали паръ по 10 и 20— «гуськомъ». причемъ случалось, что иной попъ по дряхлости садился въ кресла на колссахъ, а брачивнпеся, въ в'Ьнцахъ, ходя по солонь вокругъ налоя, сами возили попа. Молебны служили «на куръерскихъ» Число требъ на кладбище увеличивалось отъ того, что сюда обращались далее изъ очень отдаленныхъ захолусты. Венчаться ехали, конечно, лично, а погребете отдавалось «заочно»—по «почте» или «съ оказгей», нередко спустя полгода и бол'Ье после предашя земле. За очистительной молитвой посылали нароч-паго: родильница давала ему полотенце, попъ вычитывалъ надъ нимъ по-лолеенныя молитвы и, затемъ, полотеп-цемъ махали по воздуху въ томъ доме, где родился младенецъ. И все это стоило очень дорого. Где-нибудь въ другихъ местахъ, помимо Рогожскаго, было и того хуже. Далее въ стародубскихъ слободахъ молшо было отыскать поповъ не иначе, какъ при посредстве проводника, — и какихъ поповъ? Безобраз-паго поведешя, а то и разстригъ; мало этого: подъ именемъ б'Ьглыхъ поповъ появлялись крепостные беглые крестьяне, беглые солдаты. Въ такихъ обстоятельствахъ одни изъ беглопопов-цевъ, впрочемъ очень немнопе, иногда обращались къ православнымъ свящеп-нпкамъ, у другихъ иенравлеше требъ получило безпоповщпнешн характеръ Въ последнемъ случае началось темъ. что бывало и прежде. Если когда-то. въ былое время, еще въ первой поло· вине XVIIE века, в'Ьтковск10 монахи и далее черницы, разъезжая по горо-дамъ и деревиямъ, «тайпу исповеди и причаетш» отправляли, ролееницамъ молитвы «давали», младенцевъ крестили, по ночамъ отпевали умершихъ, то теперь самъ Иргизъ, прежде богатый попами, сталъ внушать пароду, что постоянные попы—это, собственно говоря, роскошь, что ихъ могутъ очень часто заменить мопастыр-cide уставщики: причемъ, действительно, во все солешя, где только былъ хоть десятокъ раскольническихъ семей, монастырями назначался свой уставщикъ. Такой лее порядокъ былъ признанъ и на Роголескомъ кладбище, где при «оскудети священства» по-памъ помогали въ исправлены требъ раскольничьи чернецы, съезлсавипеся сюда, особенно къ Великому посту, изъ Стародубья, Ветки, Иргиза, Керлеепца. После этого мноие изъ провипщаль-ныхъ поновцевъ решили, что и вообще молено обойтись безъ личиыхъ или заочныхъ услугъ поповъ. Съ однимъ только не могли скоро примириться поповцы,—съ заключешемъ брачныхъ союзовъ безъ благословешя попа, и когда решили, что й тутъ можно, по нуледе, довольствоваться благослове-шемъ «стариковъ», то впали въ небывалое въ беглопоповщине «новшество» известной части безноповщины. Кроме общинъ, унравляемыхъ уставщиками, есть еще поповщинское со-глас1е, именно беглопоповщшгекое, съ безноновщинекпмъ характеромъ въ учены,—comacie лужковское. Оно образовалось въ двадцатыхъ годахъ XIX века, — по поводу издашя указа 26 марта 1822 года. Большинство попов-цевъ съ радостно встретило дозволев1с иметь бегствующихъ поповъ и со-всемъ пе смущалось темъ. что прави-